Нет, я скажу! Вот, держите меня десять человек!! Всё одно, прямо в глаза скажу. Этим организаторам фестиваля. И не постесняюсь присутствия почтенной публики.
Нет, я скажу! Вот, держите меня десять человек!! Всё одно, прямо в глаза скажу. Этим организаторам фестиваля. И не постесняюсь присутствия почтенной публики. Ни капельки. Потому как то, что скажу – чистая правда. Только правда. И ничего, окромя неё, матушки.
Это же самое настоящее свинство. Вот такой фильм и в самом финале фестиваля. И что?! Вот что делать мне как зрителю?! Следующий фестиваль - только через год. А меня кормили тут десять дней разными изысками, а под конец – бац! Ещё изысканнее всех изысков. Просто пир духа какой-то. И теперь этому духу до следующего фестиваля, цельный год – впроголодь?! Но я же не верблюд?! И зовут меня не Михайло Потапыч, чтобы на цельный год – в спячку. И пустую и совсем не мохнатую лапу сосать… А три корочки хлеба? А кувшин воды?.. Нет, конечно, разные светлые головы могут сказать типа того, что нечего ждать. Иди в кинотеатры. Ходил. И не один раз. А последние годы забросил это дело. Потому как помимо «Сталинграда» или «Викингов»… НИ-ЧЕР-ТА! Ни корочек тебе, ни кувшинов. А уж о таких изысках, как «Монах и бес»… Молчу просто. Во все чистые тряпочки, что есть под рукой.
Свинство это, ребята… Самое настоящее. Причем, даже не обыкновенное, с которым мы в этой жизни встречаемся чуть ли не по паре раз на день. А свинство – квадратное. Потому как в квадрате оно. Ибо касается меня не только как зрителя, но и как рецензента. Вчера посмотрел, а сегодня уже финал. И что тут за пару часов напишешь, когда ещё от самого фильма не отошел? А время на осмысление, осознание и просветление?! Нет его. Не оставили мне времени организаторы. И потому пусть не обессудют. Зело злой я на них.
На них. Но не на фильм. Потому как на него сердиться никак нельзя. Невозможное это дело. Пир духа, какие тут сердитки? Радоваться надо. Поэтому – к черту всё! И рецензии эти, и отзывы. Не будет их. Времени просто нет. И за те его крохотульки, что остались ещё, можно только сказать, что всё в «Монахе и бесе» сложилось. Из отдельных пазлов работы сценариста, режиссера, оператора, актеров и прочая, прочая, прочая, сложилось то, что не стыдно назвать фильмом. Напротив, сладостно и почетно это сделать.
Диалоги, монологи, игровые сцены в кадре (в т. ч. и фантазийные – например, с чисткой колодца), картинка… Классно, ребята. Просто классно! На мой взгляд, при всех несомненных достоинствах иных картин, этот фильм – лучший на нынешнем фестивале.
А игра актеров? И Бес (Георгий Фетисов), и игумен (Борис Каморзин), и император (Никита Тарасов), и… Да все – выше всяческих похвал! Поэтому если они – выше, что тогда сказать о Тимофее Трибунцеве? Выше высшего? Как-то некорректно… Да и правильно ли? Поэтому скажу так – как на мой, непросвещенный взгляд, эта актерская работа – лучшая на фестивале.
Причем, не соглашусь с теми, кто до этого говорил о том, что в «Ближе, чем кажется» Трибунцев схалтурил. Не сыграл, как должно. Сыграл! Ещё как сыграл. Не менее добротно, качественно и профессионально. Просто там был иной жанр. Рождественская сказка. Естественно, он требовал иного исполнения. Спокойного, мягкого, слегка растяпистого. Трибунцев и сыграл. Так, как надо. Хорошо сыграл.
Но «Монах и бес» это - гротеск, метафора, аллюзия. И много чего ещё, чего я, увы, не знаю. Но всё запихано в одну пробирочку, взболтано хорошенько и утрамбовано так, что ой-ой-ой. Вот Трибунцев и играет здесь так, что просто не сравнить с тем, как там. Да и не надо сравнивать. Просто отдать артисту должное. Тимофей, свет батькович… СПАСИБО, родной! Вот такое. От Петрозаводска до Владивостока.
Владивосто-о-ок! Ау! Поддерживаем?! Вот, и Владивосток согласен! Ещё бы, был бы он не согласен. Я бы… Нет, об этом не будем. А об остальном я уже всё вроде бы выдал. Спасибо всем. Большое спасибо. И, дай Бог, до новых встреч.
Когда начала смотреть "Монах и бес", думала смогу увидеть немного от Гоголя, но оказалось, что фильм самодостаточный. Своеобразно развернута фабула картины. Интересно было посмотреть краем глаза жизнь монастыря и немного узнать уклад.
Когда начала смотреть "Монах и бес", думала смогу увидеть немного от Гоголя, но оказалось, что фильм самодостаточный. Своеобразно развернута фабула картины. Интересно было посмотреть краем глаза жизнь монастыря и немного узнать уклад. Интересно обыграны послушания монаха и совсем необычно представлен демон. На фоне раздерганного и мечущегося монаха, демон выглядит статным и красивым. В конце весь лоск спадает с него. Крайне неожиданный конец фильма: демон приходит в монастырь чтобы служить. Глубокая мысль о прощении, борьбе зла и добра, а в конце оказывается зло становится добром. Спасибо, что предоставилась возможность познакомиться с работой этого режиссера.
Патриция из Польши
Великолепный фильм, который смотришь на одном дыхании от начала и до конца, где под маской веселых моментов, ситуаций, прослеживается глубокая и порой трагическая мысль, да и не одна.
Великолепный фильм, который смотришь на одном дыхании от начала и до конца, где под маской веселых моментов, ситуаций, прослеживается глубокая и порой трагическая мысль, да и не одна. Монах и бес - фильм, не только о борьбе с множеством искушений, желании сделать себя лучше, победить "своих бесов", - это как раз малая часть. Мы видим беса только в середине фильма, до того его присутствие показано разными мелочами, настолько продуманными, что не вызывает сомнений подлинность присутствия, но в то же время не переходит в фарс.
Радует продуманность костюмов, природные места, где разворачиваются события настолько колоритные и яркие, что начинаешь верить тому, что видишь на экране. Подсознание само дорисовывает запахи - густые, свежие и главное настоящие.
Диалоги - отдельная, и наверное, самая главная заслуга. Выверенные, отточенные, глубокие с ясно прослеживаемой мыслью и смыслом. Неожиданная развязка: смерть героя и перерождение демона - это то, чего уж точно не ожидаешь. Тут уже ставится вопрос - если своим служением можно беса превратить в праведника, то значит не все потеряно? Безумная печать, накрывающая при сцене вознесения "души" героя, растворяется на последний кадрах, когда показан приход демона в монастырь на служение. Демона, который перенял манеру ходьбы и заикание главного героя, который потерял все свои магические способности, но который получил новую цель - цель главного героя - служение Богу. Как говорят: дьявол кроется в деталях? Безусловно! И как искусно!
Без правды нет и царствования (в тексте много спойлеров) Режиссер Николай Досталь заметил, что несмотря на жанр (комедия) фильм "Монах и бес" нельзя назвать откровенно комичным.
Без правды нет и царствования
(в тексте много спойлеров)
Режиссер Николай Досталь заметил, что несмотря на жанр (комедия) фильм "Монах и бес" нельзя назвать откровенно комичным. Здесь, конечно, с изрядной долей иронии, поднимаются серьезные "светские" темы, и религиозная составляющая, хоть ей и отдана значительная часть повествования, все же, на мой взгляд, остается лишь фоном. Собственно такая же роль отведена и эпохе Николая I, во времена которого происходят события киноленты. Художник всегда творит для современников, даже если его картина изображает двухсотлетнее прошлое, проблемы остаются такими же актуальными: ужасные дороги, коррупция и воровство (корыстным тут изображен и заезжий патриарх, и приближенный к императору граф Бенкендорф), а также глупость и раболепство перед "начальством". Все это, к сожалению, присущи и современной России. "Не чудо, не чудо, не чудо!", - горько восклицает игумен, будто в его душе не осталось веры. Хотя он, конечно, прав, поскольку имеет дело с проделками нечистого.
А главный посыл картины, по моему убеждению, был озвучен именно Николаем I: "Без правды нет и царствования ". Эту мысль он вынес из разговора с одержимым бесом монахом. Правитель России показан чрезвычайно мудрым, хоть и не лишенным определенной суеверности человеком. Вообще он, единственный среди тех персонажей, кто воплощает образы наделенных властью, показан симпатичным и разумным лидером - в полном соответствии с нашим, исконно российским, стереотипным восприятием "царя-батюшки". Император также по-отечески строг, но справедлив, даже "закодированное" послание черта он расшифровал в простую и такую притягательную (во всяком случае для нас, простых, не обличенных властью людей) формулу. Действительно, в утопическом мире, без правды не может быть власти, и в то же время, каждый человек на своем месте должен жить по божьей правде.
Что касается беса, то он прекрасно сыгран Георгием Фетисовым. Удивительно, но нечистый тут грезит о создании республики и о погибели мира, что в его сознании - почти равноценно. Он ратует за то, чтобы у людей было больше свободы, полагая, что это поможет развратить их души. И, преследуя эту цель, он подталкивает того же царя на весьма мудрый и гуманный поступок (мы часто забываем, что именно Николай I подготовил почву для последующего освобождения крепостных крестьян). Но, естественно, в планах "нечистого", гражданские права и свободы должны быть доведены до логического абсурда - "эмансипация всех ото всего" - провозглашает бес, очень сильно напоминая в этот момент наивных революционеров, которые также стремились разрушить старый мир. Вот только бес в этот момент откровенно циничен и не питает иллюзий относительно грядущей свободы. Черт в этом фильме - изображен настоящим менеджером, даже лексикон у него соответствующий (невозможно сдержать улыбку в тот момент, когда он называет Сатану "эффективным руководителем").
Иван Семенов сын весь первый час экранного времени воплощает двух персонажей: косноязычного, хромого монаха и циничного острослова беса. Тимофей Трибунцев с этой задачей прекрасно справился, он играет хорошо и убедительно, граница между двумя персонажами весьма заметна зрителю.
И нельзя не отметить игру Романа Мадянова. Пусть он и не надолго появился в кадре, но тут же перетянул на себя все внимание
Сам фильм имеет форму притчи, но более всего напоминает художественное переосмысление народных сказок, в которых очень часто встречалась тема борьбы праведников с демонами. И черт здесь такой же очеловеченный, и праведник не гнушается нарушить свое слово. Хотя, конечно, нельзя не заметить и отсылки к Евангелию - самой яркой, на мой взгляд, стал дебош Ивана на иерусалимском рынке, где он словно Иисус, изгоняющий торговцев из храма, переворачивает прилавки местных ушлых предпринимателей, торгующих "великими святынями".
Отельного упоминания заслуживает и структура фильма. Где-то было сказано, что кинолента разделена на две части - комическую и морализаторскую. Однако хочется заметить, что начало и конец картины - практически зеркальные отражения: от открывающего эпизода у ворот монастыря, до завершения фильма там же, от угрозы игумена розгами, до претворения оной в жизнь жесткосердечным полицейским. И зеркальным отражением саркастичного, одержимого бесом монаха, который все время сыпет пословицами, стал смиренный, освобожденный от необходимости терзать душу Ивана черт. В целом получился счастливый конец по-русски.
Картина Н. Досталя "Монах и бес" - это аргумент в защиту российского кино. При скромном бюджете мы получили занимательную историю, в которой каждый может найти что-то интересное лично для него - от клерикальной притчи и почти детской сказки, до социальной драмы противостояния маленького человека во многом несправедливой системе власти.
Этот остроумный фильм не так уж прост для понимания, как кажется на первый взгляд. Для интересующихся вопросами веры он поднимает очень важные темы. Свою порцию критики от православных публицистов он уже получил.
Этот остроумный фильм не так уж прост для понимания, как кажется на первый взгляд. Для интересующихся вопросами веры он поднимает очень важные темы. Свою порцию критики от православных публицистов он уже получил. Это понятно: они слишком серьёзны и пафосны и отвергают любую иронию в адрес церкви, воспринимая её как объявление священной войны. Между тем, проблема так называемых «чудес» весьма остро стоит перед современным человеком, волей-неволей оказавшимся на пороге церкви и выбирающим, перешагнуть его или нет. Вот он, вооружённый ну хотя бы школьным образованием, а потому вполне просвещённый, говорит: я прочитал Евангелие, а там чёрным по белому сказано: «О, род лукавый и неверный, знамений требуете и чудес». Из этой фразы следует, что сам Христос осуждает наивную веру в то, что в человеческих возможностях починить рессору кареты при помощи слюны, за час очистить от вековой грязи глубокий колодец, перестирать кучу белья, а так же чисто по-гоголевски перенестись в святой град Иерусалим, используя чёрта в качестве передвижного воздушного средства. Тем не менее вся житийная литература преисполнена подобными сказочными событиями, а ведь чтение такой литературы является обязательным для православных христиан, поскольку они поклоняются не только Христу, но и людям, совершившим при жизни разнообразные подвиги на поприще веры.
Фильм «Монах и бес» как раз о таком подвижнике. Авторы выбрали прекрасную форму ироничной комедии, чтобы поговорить на эту сложную тему. Все так называемые «чудеса» показаны в фильме по-настоящему комедийно, с доброй усмешкой авторов. Но для того чтобы мы всё-таки не обманывались насчёт их идеи, авторы вводят роль беса, который, как выяснится, сидит внутри нашего «святого» и фактически руководит всем этим феерическим цирком. На удочку беса – читай: на удочку наивности – попадаются все остальные персонажи, от последнего монаха обители до самого царя, которые уверены, что созерцают чудо награды подвижника за его святость, хотя на самом деле всё это было не чем иным, как трюкачеством беса. И тут перед взором зрителя начинает разворачиваться до боли знакомая картина, когда наивность веры в чудеса у людей, называющих себя христианами, легко уживается с самыми низкими пороками – ну, скажем, с полным отсутствием любви у братьев-монахов, трусостью и низкопоклонством у игумена, вороватостью у епископа. Конечно, авторы подводят нас и к мысли, что та же самая наивная вера ослепляет человека настолько, что он не замечает вопиющих пороков общества, сословных различий, отсутствия свободы и равенства, низкого уровня цивилизации, ну и прочих мерзостей российской жизни.
А что же тогда можно назвать настоящим проявлением подвижничества и веры, по мнению создателей фильма? К сожалению, для ответа на этот вопрос комедию они оборачивают трагедией, и мы понимаем, что настоящим христианским подвигом монаха была мученическая смерть, которую он принял смиренно и безропотно.
Выбор актёра на главную роль безупречен. С той самой памятной сцены с пистолетами в «Ликвидации» («Ишь ты, какой интеллигент») было ясно, что главное амплуа Тимофея Трибунцева – плутоватый маленький человек, шут при всяких там «высоких и славных». И монах-юродивый – это, конечно, роль, написанная как будто специально для него и исполненная им гениально. Так же великолепен Георгий Фетисов в роли беса, этакий подстрекатель-авантюрист, щеголеватый Фагот из воландовской шайки. Прекрасны и Роман Мадянов с Борисом Каморзиным в ролях толстопузых отцов.
Важные аспекты веры Николай Досталь фактически поднял ещё в своём знаменитом сериале, когда из показанной им картины раскола закономерно вытекал вопрос, можно ли назвать проявлением христианства ненависть к идейному врагу, способность убивать за веру и злобную нетерпимость к инакомыслию. Сценарист Юрий Арабов в своём творчестве также бьётся над множеством аналогичных вопросов, актуальных сегодня в связи с возрастанием роли церкви в жизни общества. Их совместная работа в фильме «Монах и бес» свидетельствует: они оба остались при твёрдом убеждении, что подлинное христианство вовсе не в том, что ошибочно принимается за него. Оно не в том, чтобы, аки лев рыкающий, бросаться на каждого чужака, не в крещенских купаниях, не в выстаивании длиннющих очередей к святыням. Настоящим чудом веры они считают лишь чудо внутреннего преображения человека, которое совершается с ним, когда он вступает в бой с собственными демонами и каждый свой шаг соизмеряет с данными ему заповедями любви. И, конечно, христианин – это вовсе не тот, кто готов убивать, а тот, кто готов благословлять своих так называемых «врагов», а также при случае безропотно умереть за свою веру.