ОХРАНЕ – НЕ СПАТЬ! Очень давно не бывал я в России. Уехав в последнем году существования СССР, старался, однако, прослеживать важные изменения на родине, в постсоветском обществе.
ОХРАНЕ – НЕ СПАТЬ!
Очень давно не бывал я в России. Уехав в последнем году существования СССР, старался, однако, прослеживать важные изменения на родине, в постсоветском обществе. Среди новостей, поставивших меня в своё время в тупик, были и публикации в российских СМИ о соревнованиях женщин-штангисток, женщин-боксёров и даже о женских боях без правил! Об этом читают, это нередко видят по телевизору маленькие девочки и мальчики - со всеми вытекающими отсюда не лучшими последствиями... О подобном мне, слава богу, не приходилось слышать в советские времена.
Но с тех пор много воды утекло. Всё это стало привычным делом как на Западе, так и на Руси, увы... В это же время взрывообразно усугубилась известная в Союзе с послевоенных времён проблема "...на десять девчонок по статистике - девять ребят." Пропорция эта драматично обострилась в размерах и качестве. В итоге – Россия стоит, как мне кажется, перед лицом пугающих возможных перспектив: число мужчин продуктивного возраста может сократиться еще больше, а девушки всё меньше думают о многодетном семейном счастье. Вместо этого часть представительниц прекрасного пола без видимых колебаний отдает себя занятиям, до последнего времени сугубо мужским, например, - мордобою – профессиональному или же из бескорыстного интереса. Если дать такому состоянию женского и мужского в стране бесконтрольно развиваться, то в недалёкой уж перспективе держава может обезлюдеть... Это и есть, на мой взгляд, самая большая опасность нынешнего состояния общества. Государство обязано предложить гражданам плодотворную и реальную перспективу для традиционного семейного счастья, не полагаясь на помощь «понаехавших» или на непорочное зачатие.
Художникам на этом пути не возбраняется пробовать самые разные способы.
Вот и попытались сценарист Юрий Арабов и режиссёр Александр Прошкин спасти будущее русского племени с помощью того самого – "непорочного"... Что из этого вышло, узнал я с помощью «Российской газеты» в интернете. Должен сказать, смотрел фильм «Охрана», не отрываясь. Серьёзная картина, местами тяжело её смотреть, потому что жизнь нелегка, особенно в российской провинции. Иначе пошли бы разве семь молодых, мечтательных незамужних героинь работать охранниками на металлургическом заводе. Видимо, мужиков подходящих не нашлось для этой работы. С другой стороны, у девушек, вроде бы, и шанс мог появиться: ведь через проходную-то, по логике вещей, мужчины-металлурги потоком должны течь. Но по этому пути сценарист не пошел. Впрочем, с этим я как зритель вполне готов согласиться. Главное тут всё же - главная героиня Клавдия. Это она двигает сюжет своим непреклонным и естественным, я бы сказал – богоугодным желанием иметь настоящую семью, как минимум - своего ребёнка. И вот явился к ней мужчина прямо на рабочее место. Молодой, стройный, решительный, но... вор. Клава отчаянно защищает от него заводское имущество, при этом не может устоять против... жгучего поцелуя нападавшего. Этот неожиданный интимный приём повергает девушку в обморок. Что было с ней во время "отключения", она не помнит. Но преступник, благодаря боевитой охраннице, задержан и помещен за решетку.
Вот тут-то и начинаются Клавины душевные страданья. Во-первых, вскоре её товарки по охране стали замечать, что округлилась Клава в талии. Диету надо соблюдать – сделала она из этого вывод. Но живот всё растёт и растёт. Подружки уже обижаться стали, что скрывает она от своих такое. Чуть до драки дело не дошло. Короче, пошла Клава разбираться, что же с нею происходит. И всех уверяет, что не было, мол, у неё никогда никаких контактов с мужчинами. Врача уверяет, священника. Те, конечно, делают большие глаза: так, дескать, не бывает. Тут и сама девушка засомневалась: может, и вправду этот налётчик её беспамятством воспользовался. Нашла через бедовую свою подружку адрес его за решеткой и навестила парня раз, другой. А парень-то упирается. - Ты, - говорит - мне и отцовство еще пришить хочешь? Не выйдет! Прямо вне себя мужчина был...
Приходит расстроенная, вконец запутанная Клава к себе домой на дебаркадер, где она со своим отчимом-инвалидом, бывшим речником Вольфрамом Антоновичем проживает. Давно ютятся они в этом временном жилище из-за того, что городское начальство постоянно мухлюет что-то с квартирами. Но отчим – оптимист. Не в последнюю очередь, потому что очень надеется на будущего внука, подбадривая в этой надежде дочь - будущую маму. А Клавдия, устав оборонять свою репутацию невинной девушки, обещает ему назвать внука Литием - в честь таблицы Менделеева.
Эти «хождения по мукам» что-то внутри героини переломили. Во время суда над грабителем она, единственная свидетельница по делу, вдруг отказывается признать в нём того самого преступника. А еще заносит поиск Клаву к известному певцу с просьбой...подарить ей ребёнка, лучше мальчика. А еще...
Еще много чего интересного, волнующего, смешного и поучительного можно узнать из киноистории про рыжую девушку Клаву и шестерых её подружек-коллег по охранной деятельности. Надо просто посмотреть фильм «ОХРАНА». Я это сделал с удовольствием. Главное, что вынес отсюда для себя, - тоже охранительного свойства. Охранять надо мужчин и женщин в России. От различных катаклизмов, от несправедливости, от моральной деградации. Это, в принципе, было бы не лишним в любой стране мира, но я пишу о своих впечатлениях от русского фильма, пишу о России, потому что на русской почве родился и сформировался как личность. Всё, что здесь происходит, мне далеко не безразлично. Думаю, каждый может найти своё охранительное место: и государство, и искусство, и церковь, и СМИ, а также просто добрые, искренние и активные люди. Важно – не проспать потенциальные угрозы, не дать им разрастись до критических размеров. А если вдруг совсем тяжело станет, можно и на чудо Божье уповать.
Вся материя фильма подвела меня к этому выводу – органичная, ладно скроенная признанными киномастерами А.Прошкиным и Ю.Арабовым. Ключевые актёрские работы прекрасны. Лишний раз подтвердил своё мастерство в роли Вольфрама Антоновича большой актёр русского кино Виктор Сухоруков. Уверенно и психологически четко расставили акценты в своей игре молодые Антон Шагин /грабитель/ и Ирина Вилкова /Валя-Валенсия/. Ну и, конечно, открытие этого фильма – Мария Коровина. Свежая, симпатичная личность в российском кино и, на мой взгляд, весьма талантливая. Её Клава – плоть от плоти девушка из народа, с искрой в глазах, которая может превратиться в яркий огонёк любви или в пламя ярости и гнева. Естественность Клавы смогла убедить меня с первого до последнего кадра. Окончательно был покорён Марией Коровиной после просмотра фильма, когда прочитал, что она является актрисой сыктывкарского драмтеатра. Дело в том, что я тоже родился в коми таёжном посёлке, много лет жил и работал в Сыктывкаре. От души желаю землячке дальнейших успехов!
В завершение отмечу, что фильму «Охрана» почти на всём его протяжении сопутствует юмор. Иногда такой изящно-лингвистический как, например, «Литий Вольфрамович», чаще - погрубее, нередко - с горьким привкусом, чтобы точнее с атмосферой фильма и жизнью за пределами съёмочной площадки гармонировал... Нахожу это удачным приёмом. В целом напоминает мне порой «Охрана» по духу и характерам героев некоторые рассказы Василия Шукшина. Думаю, это говорит в пользу картины.
Удивился, когда узнал, что большинству кинозрителей России этот народный фильм незнаком. Мне, отсюда, из-за «бугра», кажется, что это несправедливо. Но, может быть, издалека не видны некоторые детали...
Евгений Ш.
Провинциальный русский городок на Волге… Про такие обычно говорят «забытое богом место».
Провинциальный русский городок на Волге… Про такие обычно говорят «забытое богом место». Обшарпанные, запущенные и никому не интересные древнерусские архитектурные памятники вперемешку с набившими оскомину особенностями убогого, веками не обновляющегося городского пейзажа, которого и современным не назовёшь. Ужасающая нищета интерьеров, где протекает жизнь персонажей. Как водится, в городке единственное крупное предприятие, всю прибыль от которого собственник кладёт, естественно, себе в карман, а работникам платит так, чтобы не померли с голода. Мужики в основном по тюрьмам. Бабы работают даже в охране. Заезжий артист воспринимается как божество. Аудиоплейер – самая заветная мечта ребёнка. Ну и пьют, конечно, все, даже беременные. Словом, абсолютно честно, без прикрас и художественных преувеличений воссозданный антураж российской глубинки.
Но Александра Прошкина и Юрия Арабова интересует чудо. Может ли что-то доброе прийти из Назарета? Мысль создателей прозрачна: где же ему и случиться-то, если не здесь? В самом деле, ведь не где-нибудь на выложенной «золотой» (по стоимости) плиткой столичной улице, не под золочёными куполами, где всё главное жульё стоит со свечками, может появиться юная, нежная, праведная дева, практически беспорочно зачавшая дитя, к которой не пристаёт никакая грязь современного мира? Во все времена истинные пророки и спасители мира появлялись вдали от цивилизации, богатств и соблазнов. Они всегда знали нужду и страдания, и их единственной привилегией было смирение перед ужасами жизни.
Мораль фильма довольно проста. Провинция по-прежнему остаётся надеждой России. Люди там добрее и чище, чем в заваленной баблом столице. Да, они далеки от достижений цивилизации, но зачем человеку весь мир, если на пути к обладанию его сокровищами он теряет свою душу? Авторы уже второй раз создают фильм о чуде. Первый был о божественном наказании. Нынешний – о награде. Он о том, что исполняются лишь молитвы праведника и что жить надо по любви. Просто и ясно, вполне в духе традиций русского искусства. И фильм не случайно называется «Охрана». Конечно, у этого названия двойной смысл. Это и про то, что в нынешней жизни всё перевернулось с ног на голову и лишь женщины способны охранять принадлежащий буржую завод. Но, скорее, про то, что эти бедные, одинокие, мечтающие о простом счастье девы своей любовью и чистотой смогут защитить кого угодно от любой беды. В фильме дева не принесёт спасение целому миру, а лишь нескольким горемыкам: одного убережёт от одинокой старости, другого – от тюрьмы, третьему подарит его мечту… Зрителю ясно, что сбудутся и все её пророческие сны, в которых близкие ей люди станут счастливыми. Таков закон жанра комедии. Вся печаль в другом - может ли он стать законом жизни?
О.Ю.
Прекрасный фильм времён Шукшина, Белова, Фёдора Абрамова, Фазиля Искандера, Новеллы Матвеевой и иже с ними. . .
Прекрасный фильм времён Шукшина, Белова, Фёдора Абрамова, Фазиля Искандера, Новеллы Матвеевой и иже с ними...
Сцена свидания в тюрьме напоминает "Утраченные грёзы" Джузеппе Де Сантиса, над которыми вся Москва плакала. Neorealism – новый реализм. А я тогда ничего не понял — молодой был что ли. То ли дело "Тарзан" или Лолита Торрес! Сам премьер Косыгин послал ей привет от всего СССР! Да и сейчас не понимаю... Ну куда им против наших, всё равно, что плотник супротив столяра .
"Никогда из них русских не будет. Водку не пьют, кругом одни горы" – разговор возчиков на Военно-Грузинской дороге. Подцепил Константин Коровин.
Ну нет у них драмы, талантов, один воздух пустой, юмором называется. "звёзды" их против наших – коммерческий мусор...
Наши актёры это что такое..., нет ёмкого термина, одно слово - ГИГАНТЫ!
Их так много, а говорят, хорошего много не бывает. Бывает, оказывается, десятки, много десятков, без преувеличения — экстра класса. Так ещё про детей говорят — "дети не играют, они живут на сцене и экране..."
Шедевр, это когда непонятно, как сделано. Типа — "Щи из топора".
Спасибо за фильм. Улыбнулся и порадовался за наш кинематограф. Без надрыва, весело и убедительно.
Спасибо за фильм. Улыбнулся и порадовался за наш кинематограф. Без надрыва, весело и убедительно.
Читать полностьюС одной стороны веселая, беззаботная комедия, с другой - раскрываются сложные вопросы существования и смысла жизни. Фактурная главная героиня, да и места подобраны символично.
С одной стороны веселая, беззаботная комедия, с другой - раскрываются сложные вопросы существования и смысла жизни. Фактурная главная героиня, да и места подобраны символично. Много иронии, но порой очень грустной иронии, что порой, придя к месту повествования, где можно посмеяться, - то смеяться не хочется. Получила удовольствие от просмотра.
Читать полностью