Фильм «Сайсары Куөлгэ» (конечно, не «Мой убийца», а «У озера Сайсары») – флагман Сахавуда, первый якутский фильм, вышедший к столь широкой аудитории, проехавшийся по региональным фестивалям и даже каким-то образом выдвинутый на «Золотой глобус».
Фильм «Сайсары Куөлгэ» (конечно, не «Мой убийца», а «У озера Сайсары») – флагман Сахавуда, первый якутский фильм, вышедший к столь широкой аудитории, проехавшийся по региональным фестивалям и даже каким-то образом выдвинутый на «Золотой глобус». При этом нельзя сказать, что такая репутация идет на пользу этому, в общем, довольно вялому триллеру, имеющему огромные проблемы с конструкцией, сценарием, актерской игрой и далее по списку. Пользуясь правильной оптикой, можно увидеть в «Сайсары Куөлгэ» и Финчера, и призрак Лоры Палмер, но сюжет больше тяготеет не к каким-нибудь «Воспоминаниям об убийстве», а к Ивану Подушкину, джентльмену сыска. Аллюзии на киноклассику от «Головокружения» до «Доктора Но» слишком трогательны, чтобы воспринимать их всерьез, растворение фабулы в бытовых деталях, своего рода заземление, здесь происходит скорее случайно и может быть названо как самобытностью, так и кустарщиной. Это все же еще не совсем кино, и выход «Сайсары Куөлгэ» в широкий прокат – именно жест, окончательное признание существования якутской кинематографии, нанесение ее на карту. На карту, на которой уже есть, например, Нолливуд, к которому пока Сахавуд, конечно, ближе, чем к Голливуду или корейцам, как бы якутским кинематографистам ни хотелось обратного. Ко всему прочему, русскому (или европейскому) зрителю понять и принять якутские фильмы, сделанные, что называется, «для своих», будет ненамного проще, чем нигерийские.
Чего у «Сайсары Куөлгэ» не отнять, так это искренней (и наверное, скорее похвальной, чем нет) веры в силу жанровых конвенций, синих-синих гор, прекрасного монолога про укропный соус и того факта, что главных подозреваемых зовут Панкрат и Иннокентий. Где еще такое увидишь.
Фильм «Мой убийца» Костаса Марсана по-своему интересный. Нет в нем ни великих кинозвезд, ни спецэффектов. Но зато есть какая-то тайна.
Фильм «Мой убийца» Костаса Марсана по-своему интересный. Нет в нем ни великих кинозвезд, ни спецэффектов. Но зато есть какая-то тайна...
Далекая, особо с точки зрения жителя Европы, Якутия. Казалось бы, что может быть общего между местами, так далеко от себя расположенными? Ответ довольно простой – судьба, жизненные проблемы. Они везде похожи и касаются каждого человека, независимо от того, где живем.
Как добро, так и зло имеют свои источники в сердце. В «Моем убийце» любви не найти. Это история человека, который не любит себя, который утопает в зависти, ложи, убигает от себя, а в итоге убивает не только того, кто ему близок, но и самого себя.
Стоит почаще обращать внимание на кино менее распространенное, менeе известное и коммерциализированное, другое, чем европейские или американское. Кажется, в нем есть что-то, что западное кино уже потеряло. В российском (которое, по-моему, очень недооцененное) мне нравится строгость и простота, в чем фильму «Мой убийца» отказать нельзя.
«Мой убийца» О чем фильм Формально перед нами современная история расследования непростого убийства, проводимого молодым и харизматичным якутским полицейским.
«Мой убийца»
О чем фильм
Формально перед нами современная история расследования непростого убийства, проводимого молодым и харизматичным якутским полицейским.
В реальности мы имеем дело с замаскировавшимися под «корейский» детектив набросками картины жизни современной Якутии, у которой множество проблем, но для которой, определенно, не все потеряно.
Жанровые особенности
У человека из европейской части России, имеющего опыт соприкосновения с азиатским кино, первая половина «Моего убийцы» явно должна вызвать ассоциации с детективами-триллерами Южной Кореи последних 15-20 лет. Наивность и простота героев (в хорошем смысле) и созданная режиссером самоироничная провинциальная атмосфера могут проассоциироваться, например, с наделавшим когда-то фестивального шума «Воспоминаниями об убийстве». Если кто не видел, это весьма лестное сравнение, уж поверьте.
Однако, перевалив за середину экранного хронометража, якутский фильм начинает круто смещаться в иную жанровую плоскость. Детективная развязка в итоге оказывается ужасно скомканной. Все то, что корейские персонажи открывают для себя и зрителя в условиях запутанных сюжетных поворотов в режиме реального времени, автор «Моего убийцы» вываливает на нас за три минуты — в не очень логически внятном рассказе одного из персонажей, которому вообще-то исповедоваться в этот момент было вовсе не обязательно.
Детектив от этого изрядно пострадал, но зато режиссер сэкономил время на то, чтобы перед этим успеть погрузить нас в атмосферу «настоящей» Якутии, куда герой отправляется в командировку. Зарисовки ее природы получились вполне убедительными: масштабы дикого пространства, лаконичная флора, намек на животную силу оставшейся за кадром фауны, величественные скалы, суровые реки, скупое на краски небо. «Добро пожаловать в Якутию, которой вы не знаете», — как бы говорит нам режиссер. И тут он по-настоящему прав.
Главное
Людей, живущих в гармоничном единении с вышеописанной природой, автор нам ни разу не покажет, хотя в чернушном смысле тему декаданса и не педалирует. Якутские и русские золотодобытчики в этой глуши временщики, приехавшие на заработки. Местные черные старатели тоже больше смотрят в лоток с песком, чем по сторонам. На жителях районного центра, чье население за последние годы сократилось в шесть раз, печать упадка. Друг-сокурсник главного героя, который здесь вроде бы весьма неплохо устроился, оказывается с гнильцой. В фильме нет и намека на националистический душок, но для наглядности этим персонажем-чужаком логично выступает русский. Именно такой человек по понятным причинам обладает здесь наибольшей свободой выбора в ключевом вопросе «уехать или остаться». Несмотря даже на то, что он явно где-то в этих краях родился и вырос.
Разговор с ним главного героя у ночного костра вполне можно считать центральным эпизодом фильма. В нем выясняется, что персонаж здесь надолго задерживаться не планирует. Причем, накопив денег на взятках с проворовавшихся госработников и криминальных элементов, уехать он намерен отнюдь не в Якутск, а сразу в Москву. Ему — беглецу — хочется и того, и сего, и третьего. Ему хочется нормальной и красивой жизни.
«А здесь — что, не красиво?», — спрашивает его главный герой, и этот вопрос-упрек остается без осмысленного ответа.
Перебежчик за свое непонимание и неприятие этого края получит сполна уже на следующий день. Но примечательно, что сам положительный герой в этой красоте жить тоже не собирается. Он совершенно точно вернется в Якутск с полным покрытием мобильной связью для его новенького смартфона.
Однако разбираться в этом ментальном противоречии, видимо, придется уже другим якутским режиссерам, и в других фильмах.
Подкупающие детали
Этот фильм многие не без оснований сочтут фестивальным, экспортным продуктом. И в подобных картинах, когда они не являются бунтарскими в политическом смысле, авторы часто стараются на всякий случай расписаться в лояльности власти. Ну просто, чтобы не отсечь себя от возможного госфинансирования и не лишиться части и без того немногочисленных прокатных залов.
Режиссер «Моего убийцы» неприличную для художника грань не переходит. В полицейском участке на заднем плане висят портреты Путина и какой-то шишки из местных, но автор не то что не акцентирует на них кадр, но даже и не докручивает до них глубину резкости — портреты в расфокусе.
Аналогично и с так называемым продакт плейсментом — «скрытой» рекламой. В какой-то момент в кадр крупным планом попадает ролик на экране телевизора, посвященный якутским бриллиантам. Однако для нас он длится всего пару-тройку секунд (а мог ведь дольше), и в нем не звучит название конкретного коммерческого бренда. Возможно, якутам и так понятно, что за контора рекламируется, ну а все остальные счастливо оказываются лишены повода потыкать в фильм пальцем.
Зачем смотреть
Чтобы понять, что мы действительно очень мало знаем как о самой Якутии, так и о ее творческом потенциале.
Не жалею о том времени, которое потратил. . .
Не жалею о том времени, которое потратил... Нет, «потратил» в этом случае неверный глагол. Категорически неверный. Нет, я не жалею о том времени, которое у меня занял просмотр этого фильма. Вот так, наверное, значительно правильнее.
Если вдруг у кого-то возникнет вопрос - «почему» - охотно отвечу. Конечно, если возникнет. Ну, а если - нет, то и дальше читать смысла — никакого. Поэтому исключительно для тех, кому интересно.
Во-первых, совершенно прав Костас Марсан, который в ролике-анонсе сказал примерно так: "Смотрите! И вы увидите Якутию, которую, вполне возможно, каким-либо иным макаром никогда не увидите". И я увидел. За что огромное спасибо Искандеру Иванову. Операторская работа в этом фильме выполнена на самом высоком уровне. И здесь не только потрясающие виды Северной Якутии во второй части картины. Нет, и в первой - достаточно запоминающихся кадров Якутска: такого разного и многоликого, оригинальная игра оператора со светом и тенью... Да что там много говорить — браво! Браво, Искандер.
Кстати, я не только увидел. Но и услышал. Здесь больше имею в виду не непривычную для русского уха, а потому и экзотическую якутскую речь. Нет, я имею в виду знаменитую фразу о том, что слышащий да услышит. Например, в эпизоде, когда оперативники едут на задержание предполагаемого убийцы. И на фразу одного из них — и кто только был этот неизвестный Кржижановский, именем которого названа улица, которую они никак не могут найти; его коллега и отвечает, что, мол, ясно кто — каторжанин, кого ещё могли отправить сюда не по доброй воле. А это не просто кусочек разговора в кадре. Это — история того края, в котором разворачивается место действия «Моего убийцы».
Но увидев эту потрясающе красивую и так сильно удаленную от Центральной России республику, одновременно понимаешь, что это - единая, неделимая часть России, а, значит, и тебя самого. Да, просторы. Настолько огромные, что в Якутске главный герой изнывает от зноя, спасаясь от него включенным вентилятором. Зато в Салдыне он уже шагает по так и не растаявшему с зимы снежнику, раскинувшемуся от одного края кадра до другого. Но разве этих просторов нет, например, у нас, в Карелии, когда вечером выезжаешь из заснеженных Лоух, а в Петрозаводске тебя встречает сочная зелень молодой листвы и накрапывающий дождик?.. А таких поселков, как Салдын, в котором когда-то жило почти три тысячи жителей, а нынче - меньше пятисот... Да таких поселков и у нас... Не один, и не два. В Салдын, хотя бы раз в неделю ещё самолет летает, а у нас борт на тот же Пудож, как отменили в начале 90-х, так и всё, как отрезали.
Да, далеко эта загадочная Якутия, но проблемы у неё... Практически такие же, как и у нас. Как и по всей России. И это ещё один аргумент в пользу того, почему не жалею. Но об этом чуть позже. А сейчас... Во-вторых.
Во-вторых, не жалею, потому что история «Моего убийцы» рассказана хорошим, внятным и понятным мне, как зрителю, кинематографическим языком. Я понимаю героев фильма. О чем они говорят, что делают, что хотят сделать и чего добиться. Причем язык этот очень хороший. Живой и близкий мне, как современнику героев фильма. И пусть я далек от системы МВД, но юмор оперативников, когда они шутят с манекеном после окончания следственных действий в начале фильма, или когда едут на задержание, которое для одного из них — первое, мне не только понятен, но и вызывает ответную улыбку. И пусть это профессиональный сленг, но и сценаристом, и актерами, и режиссером он подан так, что мне не становится мучительно больно, когда я начинаю гадать — а о чем это они? Что этим (или тем) хотели сказать создатели фильма? Нет, таких моментов в фильме я не увидел. И это, в какой-то части, подкупает. Значит, режиссер, когда снимал фильм думал не только о себе, о своих идеях и мыслях, но и обо мне — зрителе.
Ну, и в-третьих, то, о чем я начинал там, выше. Когда смотришь фильм, - веришь людям, рассказывающим тебе эту детективную историю. Веришь тому, что наши менты ездят на УАЗиках или б/ушных Фордах, но никак не на Лексусах или Бээмвухах последней модели. Веришь, что раньше в Салдыне жило три тысячи, а сейчас, хорошо, если пятьсот. Веришь полкам поселкового магазина и тому, что в Якутске с его современными микрорайонами могут быть такие трущобы, что — мама, не горюй. Веришь. Потому что где только нет этих трущоб... Посмотрите «Колю — перекати поле» Николая Досталя, и вы увидите такие же, если не худшие, трущобы Петрозаводска.
Веришь, что участковый Салдына берет хабар с золотодобытчиков. А как не брать, если откат — это священная корова российского бизнеса. И если ты не берешь, то одно из двух — или ты идиот, или чужой, не свой. А и в том, и в другом случае, дело с тобой, не берущим хабара, иметь опасно...
Кстати, об этой роли. Роли участкового Салдына. На мой взгляд, она — лучшая. И не только в фильме. Из мужских ролей — на фестивале в целом. Жаль, что пока нельзя проголосовать за этого актера. А он сыграл просто отлично. Человек у него получился живой, в котором одновременно уживается и хорошее, и плохое. Нет в этой жизни только белого или черного. Вся жизнь соткана из полутонов и оттенков. Может, именно поэтому тот же Дьюлус получился несколько схематичным. Слишком много в нем хорошего. Так много и в одном человеке? Не знаю, может, где-то и есть. Лично мне такие типажи не встречались.
А участковый — живой. Как по-нашенски он рассуждает о том, что и красота, и счастье, где-то там, далеко. В Москве! Туда надо, а не сидеть в этой дыре. И, кстати, так об этом думал не только он и не только сегодня. Но он тоже думает именно так. Думает и искренне в это верит, не замечая ни оглушительной красоты вокруг себя, ни любящей его Ксюхи...
Наверное, я уже порядком утомил того, кто — удивительная вещь! - всё-таки дошел до финальных строк этой рецензии. Поэтому, как говорят на Украине, - «досыть». Хватит, значит. Наверное, хватит о том, что просмотр этого фильма нельзя отнести к зря потерянному времени. Аргументов в пользу этого, как на мой взгляд, я уже привел достаточно. А если кому-то и этого покажется мало... Ну, можно и продолжить. Но это уже — в индивидуальном порядке. Чтобы не утомлять разговором весь зрительный зал.
Очень интересный фильм , наконец-то молодые талантливые пробились на экран. Смотришь на одном дыхании, новая игра, новые впечатления. .
Очень интересный фильм , наконец-то молодые талантливые пробились на экран. Смотришь на одном дыхании, новая игра, новые впечатления.