Предбанник рая
Нет, это все-таки Вампилов. Неважно, что его Зилов живет сегодня в роли пиарщика при богатом дяде. Суть остается той же - тот же сюжет.
Предбанник рая
Нет, это все-таки Вампилов. Неважно, что его Зилов живет сегодня в роли пиарщика при богатом дяде. Суть остается той же - тот же сюжет. Те же вопросы. И главный, который доводит героя до самоубийства: что делать с совестью, если жить по ней не привык, а заблокировать ее не получается?
Зилов, как и у Вампилова, одинок, хотя его любят все женщины, которые попадают в его поле зрения. И у него есть приятели. И он работает в компании, где много людей. Его одиночество вызвано тем, что ему никто не нужен, потому что он презирает людей. Он живет свинской жизнью, и все вокруг живут свинской жизнью, но ему от этого противно, и лучше быть одному. Он делает одну низость за другой, и каждая следующая страшнее предыдущей - предает друга, потом жену, потом отца, потом портит психику невинной вроде бы девушке, и, наконец, тянет за собой на дно чужую, пусть и мертвую, душу. С последним не получается, он опять одинок. Теперь уже по дороге смерти.
Реалии, в которые Александр Прошкин поместил своего героя, легко узнаваемы. Это кино обо всех нас. Тошнотворная корпоративная этика, в которой в обязательном порядке надо плясать на костях ближнего и лизать сапоги у барина. Отсутствие дружбы. Отсутствие любви. Тотальная зависть каждого к каждому. И всеобщий страх о потере работы и места под солнцем. Каждый выживает в этих условиях как может. Кто-то прикрывается религией, кто-то пьет. Но все лгут друг другу. «Все люди - негодяи», - сказал как-то в интервью Иоселиани. Это кино – еще и про это. Про то, что за место в раю надо платить потерей души, это неизбежно. О том, что национальной идеей стала (а скорее всего, и была) ненависть к ближнему и желание оттолкнуть его от пирога. Все это снято с большим мастерством и правдой в каждой детали, как это всегда делает Прошкин.
И все же. Мне кажется, что именно в этом сюжете режиссер в чем-то самом главном не додавил. Нет уже давно никакого общения между людьми в этом сладостном мире корпоративной культуры. Даже той псевдодружбы, которую он снимает, уже нет. Есть людоедство и лизоблюдство. Не может быть никакого внутреннего обсуждения в цеху после увольнения половины коллектива. Все молча и быстро уходят, не вступая в дебаты и диспуты. Нет совместных винопитий с начальством. Нет пьянок с боссами в кабаке. То есть пьянки есть, но все пьют отдельно. В этом Ваша картина слегка устарела, мастер. Вы живете по этике позавчера. Сегодняшний Зилов не пригласит на новоселье своих коллег. Не взволнуется из-за девушки. Купит ее - это да. Да и девушка вряд ли будет столь уж невинной. И все эти корпоративные промывания мозгов уже давно отошли в прошлое. Люди получают конверты и расходятся по своим углам - лелеять злые надежды. Тем, кого собираются увольнять, не аплодируют. Им блокируют компьютер. И они уходят молча. Жены Кушака - это девушки из жирных нулевых, сейчас на их место пришло молчание.
Во всем остальном фильм совершенен. Если бы была кинопремия: «За эпизод», нужно было бы отдать ее сцене в маршрутке. Хаматова переиграла в чуть иной вариации роль из «Географа» - и сделала ее не хуже предыдущей. Хабенский сыграл бы лучше Цыганова. А Хаев просто роскошен. Впрочем, как и всегда. Такая отменная лицемерная православная лягушка при жене-людоедке. Почему мы всегда стремимся казаться противоположностью тому, чем являемся? Вот вопрос для следующего фильма , который, верю, будет обязательно снят. Александр Анатольевич, спасибо за кино.
Читать полностью