Практикующий документалист Андрей Зайцев, тихо, но бодро вошедший в игровое кино со своими "Бездельниками", на волне этого относительного успеха решил продолжить ностальгические искания, результатом которых стал "14+" - неловкий, но оптимистичный парафраз "Истории любви" Роя Андерссона и ещё чего-то подозрительно знакомого из Шекспира.
Практикующий документалист Андрей Зайцев, тихо, но бодро вошедший в игровое кино со своими "Бездельниками", на волне этого относительного успеха решил продолжить ностальгические искания, результатом которых стал "14+" - неловкий, но оптимистичный парафраз "Истории любви" Роя Андерссона и ещё чего-то подозрительно знакомого из Шекспира. Спальная Москва, робкий Ромео в футболке супермена и загадочная Джульетта с пронзительно-прямыми бровями. У него школа 307, а у неё - 201, два равноуважаемых МОУ, ведущих непримиримую вражду на просторах пустырей, двориков и соцсетей. Прилавок ООО КФ "Анатольевна" сведёт его и её вместе, мироздание треснет где-то между пятым и шестым левым ребром - и стремительное взросление двух юных душ будет уже никому не остановить.
Но их история, к сожалению, окажется густо разбавлена весьма неуклюжим кинематографоманством, похожим на результат творческого союза Валерии Гай Германики и Бориса Грачевского. В школе - обязательные шутки про одночлены, разрисованные учебники по биологии, квасящие на уроке учителя, лысые тридцатилетние старшеклассники... Дома - спивающиеся матери-одиночки, суеверно жгущие ковры, и тюремные повара-отцы, набыченно собирающие паззлы по картинам Васнецова. Уже сняв однажды ленту про самого себя - вышеупомянутых "Бездельников", - Зайцев замахнулся едва ли не на манифест нынешних тинейджеров, вот только так и не осознал, как к ним подступиться. Треть фильма он судорожно пытается найти точки соприкосновения со зрителем через бородатые байки и анекдоты, ещё треть уходит на неубедительную (во многом из-за игры актёров) социальщину - и лишь в оставшиеся минут тридцать можно ощутить действительную эмоциональную сопричастность этой зарисовке.
Режиссёр не очень умеет создавать красоту, однако, вооружившись талантливым оператором, неожиданно точно умудряется её снимать. Красота здесь не в избитых шутках, не в фальшиво выговоренных словах, не в топорных сценах из обывательской жизни - но в том, как её рука скользит по перилам нижнего лестничного пролёта, как солнце золотит волоски на её чуть приоткрытой груди, как в окне автобуса она видит собственное отражение из будущего, как в немом перекрестье взглядов повзрослевшая в одночасье девушка вдруг оказывается неизмеримо старше и мудрее, чем утонувшая в сером круговороте быта женщина... Всё живое, дышащее, настоящее из "14+" можно - нужно? - было бы уместить в получасовой короткометражке, без диалогов, без чуждой самому автору музыки, без попытки сымитировать срез жизни людей, которых ты не понимаешь и не хочешь понять.
Основная проблема картины в явном диссонансе между формальным стремлением постановщика запечатлеть сущность поколения некст и его неудержимым внутренним желанием снова сделать фильм про юного Андрея Зайцева. Отсюда анахроничное "Зеленоглазое такси", кассетный магнитофон, допотопные видеоигры, которые вызывают отклик вовсе не у нынешних подростков, но у их родителей. Современная же пубертатная культура представлена бессистемным мельканием вконтактовских фотографий, смартфонными трэш-видеоредакторами и примитивным гоп-панком в качестве основы саундтрека. Режиссёру по сути важен в его героях лишь он сам, исполнители же для него - лишь незнакомый набор знакомых функций. Неудивительно, что в интервью, в стопятый раз похвалив себя за идею с поиском актёров через соцсеть, он сначала пафосно называет их "личностями" - и тут же, на полном серьёзе, "животными".
Пожалуй, ему попросту стоило быть честнее с самим собой, как это сделал Давлетьяров в "Однажды", и снять не "14+", но того самого изначального "Челентано" откуда-то с рубежа 80-90-х. Тогда не пришлось бы заполнять хронометраж карикатурным суррогатом действительности и выдавливать из себя интерес к непрочувствованному, а на смену примитивной символике вроде нарочито детсадовской игры в винтики и роботов перед актом взросления явилось бы что-то более интимное и убедительное. Магия "Вам и не снилось", "Ста дней после детства" или той же "Шведской истории любви" работает по одной простой причине: создатели искренне любят своих героев и понимают их. Эта любовь и понимание передаётся зрителю, который внезапно попадает в такт их неровного дыханья и дышит фильмом, как собственной жизнью… А здесь, увы, слишком много вакуума.
И всё же важно, что такие ленты появляются. Автор проговаривает - пусть шепелявым и неестественным, как у здешнего Меркуцио, киноязыком - правильные вещи и дарит минуты искреннего и смелого синематографа, не боясь быть опалённым вечно тлеющей где-то на периферии общественного сознания педофильской истерией. Говорить о личном, близком, настоящем сейчас как никогда важно – и, быть может, последовав подобному примеру, более талантливые смельчаки начнут творить то самое русское кино с большой буквы «к», тоска по которому не утихает в зрительских сердцах уже третий десяток лет.
Первая любовь не в первый раз «14+.
Первая любовь не в первый раз
«14+. История первой любви» - увидев на экране такое название фильма, зритель вполне может посчитать, что ему покажут очередной сюжет о взрослеющих подростках, или вспомнит о «Дикой собаке Динго», подумав скептически, что его вновь ожидает какой-нибудь ремейк (явление, которое уже отнюдь не редкость в нашем кинематографе).
Однако с фильмом Зайцева все обстоит не так-то просто. Да, история первой любви. Да, история о взрослении, которую, казалось бы, каждый из нас проходил и о которой столько слов уже сказано. Но, почему-то, услышав ее от Андрея Зайцева, мы действительно проникаемся ею и по-настоящему... радуемся. Мы ведь радуемся поющим птицам, солнечному дню или звонкому детскому смеху. Мы радуемся этим вещам, потому что они светлые и естественные. Так и зайцевская история - светлая и естественная.
Необыкновенной натуральности чувств режиссеру удалось добиться в первую очередь потому, что его актеры - не профессионалы. Это «взрослеющие» подростки, которых никто играть не учил. Потому они действительно проживают свои роли и сохраняют детскую непосредственность перед камерой. Кстати сам Зайцев на церемонии открытия кинофестиваля подчеркнул, что нарочно не стал брать учеников театральных училищ. Они либо слишком быстро взрослеют и уже не смогут сделаться для фильма обратно детьми (какими бы талантливыми они не были, «у них уже не те глаза»), либо учатся исполнять свою роль так, как скажет им режиссер, а не чувство.
Но не только дети придают фильму безыскусственность. Важно, что Зайцев снял кино, не пытающееся подражать западному стилю, совершенно не претендующее на покорение голливудских вершин. И дело не только в отсутствии спецэффектов и волнительных постельных сцен. Просто это жизненная история одного из спальных районов большого города (вероятно, Москвы), где враждуют между собой школы, подростки влюбляются друг в друга, а родители плачут, осознавая, что их дети уже выросли.
И хорошо, что находятся режиссеры, которые готовы творить не ради зрелищности, привлекательной картинки с отважным героем денди и его фигуристой подружкой, а ради души. Причем для души любой эпохи и любого поколения - наверно, поэтому Зайцев помещает своих героев в условную реальность, где подростки в свободное время играют в компьютерные приставки, снимают видео на айфон с чехлом в виде заячьих ушек, но при этом танец их первой любви происходит под звучный голос Боярского, поющего про «зеленоглазое такси»... А ведь на первый взгляд школьники двадцать первого века, зажигающие на дискотеке под треки 80-90-х, - нелепая и неправдоподобная бессмыслица. Да, это нереалистично. Но эти знаковые приметы разных эпох – «Hooligans don’t stop» группы «Яйцы Фаберже» и «Зеленоглазое такси» Боярского, например - становятся как бы связующими нитями нескольких поколений. Весьма нереалистично для сегодняшнего дня смотрится и борьба между двумя школами, которая переходит в жестокие бойни на улицах, но зато это очередной знак другого времени, не настоящего... И кстати то, что влюбленные дети оказываются как раз из этих школ-«врагов» заставляет вспомнить и шекспировских Ромео и Джульетту, для чьей любви препятствием стала вражда двух семейных кланов. Так что Андрей Зайцев отсылает нас к самым разным временам, связывая, объединяя их одной вечной историей. Поэтому не случайно его герои, которые, как все современные подростки, казалось бы, немало погружены в виртуальный мир соцсетей, танцуют не под музыку, включенную «В контакте», а под кассетник, «которому уже лет двадцать», как говорит сам главный герой Леша. Просто фильм Зайцева показал, что для естественности, честности киноискусства не всегда нужна реалистичность. Режиссер нарочно создал условную реальность, чем будто бы намекает нам: не важно, где и когда это происходит, потому что это происходило всегда и будет происходить; важно само светлое, весеннее настроение первого в нашей жизни чувства. И в этой условной реальности - не актеры, а живые люди с еще детскими глазами и душами, которые взрослеют и заставляют нас переживать первую любовь уже не в первый раз.
Здравствуйте, организаторы кинофестиваля! Предложение поучаствовать в этом фестивале я получила от фонда "Русский мир" при Пловдивском университете в Болгарии в социальной сети "Фейбук". Фильм "14 +" взбудоражил меня всю изнутри.
Здравствуйте, организаторы кинофестиваля! Предложение поучаствовать в этом фестивале я получила от фонда "Русский мир" при Пловдивском университете в Болгарии в социальной сети "Фейбук". Фильм "14 +" взбудоражил меня всю изнутри. Да, наверное, у многих зрителей после просмотра фильма всплывут собственные переживания первой любви, но я смотрела этот фильм глазами родителя, бывшего родителя. Жизнь моего сына оборвалась в автокатастрофе, когда ему было 16 лет. Я думаю, он успел окунуться в это чувство, чувство юношеской первой любви. На похоронах была девочка, о которой я никогда не знала и которая мне рассказала о их первых чувствах. Фильм меня вернул на 10 лет назад и дал прочувствовать трепетное отношение матери к сыну. Сегодня у него день рождения и ему исполнилось бы 25 лет! Какое странное стечение обстоятельств! Фильм я посмотрела 2 дня назад в плохом качестве, т.к. здесь, на Вашем сайте, он не запускается и не только он. Огромное спасибо режиссеру и сценаристу Андрею Зайцеву за такой трогательный, замечательный и нужный фильм. Не только дети, но и взрослые активно пользуются соц. сетями сегодня, что делает фильм очень близким и в нем много до боли знакомых моментов. Совсем недавно смотрела болгарский фильм "Неудачники", победивший на Московском кинофестивале. Фильм о проблемах детей того же возраста, о их жизни и чем-то эти фильмы между собой переплетаются. Спасибо! Мне 44 года, живу в Софии.
Читать полностьюОтличная актёрская работа молодых ребят- в этой части смело могу поставить оценку "верю".
Отличная актёрская работа молодых ребят- в этой части смело могу поставить оценку "верю".
И не просто верю- глядя на них доподлинно ощущаю мурашки по коже от первого объятия, неловкость во время первого танца, вкус первого поцелуя, запах разгоряченного тела после совместного ухода от погони, адреналин- удары сердца в горле и ушах- в ожидании неизбежных люлей от гопников...
И за всё за это спокойно закрываю глаза на небольшие сюжетные нескладушки.
Да, семья "спорцменов" в боско- это очень чёткий стёб.)
Спасибо режиссёру и ребятам- очень хочется "большого будущего" для них.
Первая любовь… она и в книгах, и в кино, как правило, чревата. Если не гибельной трагедией, так острой драмой. Трагедии и драмы традиционно сопровождаются рискованным вызовом: юные влюблённые бросают его взрослым , закосневшим в своей взрослой жизни.
Первая любовь… она и в книгах, и в кино, как правило, чревата. Если не гибельной трагедией, так острой драмой. Трагедии и драмы традиционно сопровождаются рискованным вызовом: юные влюблённые бросают его взрослым , закосневшим в своей взрослой жизни. А конечный, пусть и не всегда кровавый финал первой любви, как правило, один и тот же: влюблённых так или иначе настигает грусть неизбежного расставания.
Так вот. Ничего из только что упомянутого фильм «14+» не содержит. В этом смысле сценарист Андрей Зайцев обманул абсолютно все мои, вскормленные традициями, предчувствия. Что само по себе свежо и неожиданно.
Пускай этот сюжет лишил меня удобной отправной точки и удобного повода помянуть сначала Шекспира, а следом советскую и зарубежную фильмографии про первовлюблённых. Я ничуть не в обиде. Напротив. Я благодарна фильму за всё, что позволило мне назвать его самодостаточным произведением киноискусства. От начала и до конца. От начальной панорамы ( с верхолазом , окнами, фасадами) на вступительных титрах до финальной фотогалереи гормональных бунтарей, сформированной на основе любимой подростками сети «В Контакте». Покорили светотени смешного и грустного, выразительные штрихи, придавшие характер и законченность каждому, даже мимолётному персонажу. Филигранно отобраны из самой что ни на есть обыденной жизни предметно-бытовые и поведенческие детали. Каждая такая деталь активно побуждала меня как зрителя к дальнейшим размышлениям и додумываниям. Например, фингал под глазом у строгой Людочки, притом что продавец Людочка безупречно блюдёт правила отпуска товара взрослым и детям. Или пошлость откровенно призывных фоток и записей в блоге Вики-Викули, ми-ми-мишные украшения её жилища - вот ведь как ! зашкаливающая пошлятина ничуть не снижает благоговейной робости влюблённого Лёши, весьма чуткого по части всевозможных изображений..
« 14 плюс» разбудил и заставил звучать многое своё, сугубо личное. Даже то, о чём и вспоминать-то стесняешься или вовсе забытое. Вспомнились собственные щенячьи выходки. Многие из них, оказывается, переходят из поколения в поколение. А как пронзительно ожили в памяти всевозможные маячки первой любви! – всякое такое, что никогда не повторяется у одного и того же человека, зато бесконечно повторяется в поколениях, как бы далеко они друг от друга не отстояли. Кстати, маячки ожили во многом благодаря музыке.
Саундтрек «14+» рука об руку идёт с событиями фильма. Здесь он естественный и органичный элемент драматургии. В одних случаях песня или композиция служит своего рода режиссёрским «комментарием» происходящему, подобно кавер-версии "Ciao ragazzi ciao" Челентано. В других демонстрирует музыкальный обиход текущего момента , подобно песне «Романтика» под которую школьники танцуют на дискотеке, или сиюминутные настроения с песней «Кванта коста», которую подвыпив, в упоении распевают Лёшина мама и её подруга, или песню "Нет бабы - нет слёз"» грохочущую в Лёшиных наушниках
Разношерстная музыка здесь и водораздел поколений и мостик между ними.
Неслучайно далеко не последнюю роль играют здесь кавер-версии – мостики от «папиной музыки» к музыкальным предпочтениям детей. Например, "говорящая" параллель:«Зелёное такси» в подлиннике с Михаилом Боярским и кавер-версия Александра Пушного -та - же песня в стиле гр.Рамштайн.
Что касается традиционно конфликтной линии «отцы и дети», то здесь она не так уж и конфликтна , и уж тем более не трагична.
Родители не третируют влюблённую пару. Мало того. Мама Алексея, при всей своей издёрганности и хронически нервном напряжении, при всей своей женской неустроенности остаётся заботливой и понимающей мамой. Чуткий, порядочный и редкостно деликатный человек. Актриса Ольга Озоллапиня в этой роли изумительна. Или быковатая на первый взгляд семья Вики, - папа, мама и младший брат , все неулыбчивы, хмуро молчаливы, все в одинаковых спортивных костюмах, различных лишь по цвету.
И что? никоим образом не подтверждает это семейство опять-таки традиционно возникших опасений.
Вдобавок никаких традиционных преследований со стороны школьных учителей и вообще каких бы то ни было поборников замшелой нравственности.
Даже свирепый агрессивный Волков и его шпана, поначалу вызвавшие нешуточный страх за судьбу влюблённых - казалось, не избежать «вестсайдского» финала - в конце концов проявляют неожиданное понимание и ретируются.
Но откуда ,всё-таки, идёт постоянным фоном эта неотступная, висящая в воздухе тревога? Отовсюду. Да разве ж может быть иначе? Не-а! Не может . Прежде всего потому, что Лёша и Вика живут в мире, где всё заведомо конечно. Конечна юность, конечны и неповторимые волнения первой любви, и волшебство первой (во всяком случае для Лёши стопроцентно первой) близости. Конечны родители и сами влюбленные. Не может быть иначе ещё и потому, что земной человеческий мир сам по себе несовершенен. Никогда и нигде на Земле не был он совершенным. И никогда таковым не станет. Эти двое сейчас так не думают. Хотя мы - то знаем… К тому ж не исключено, что прагматизм явно более искушённой Вики, пока лишь смутно угадываемый, станет первой ласточкой возможных тревог и угроз. А пока что…
Пока что парафраз на вечную тему Первая Любовь звучит свежими, неизбитыми, исполненными очарования и нежности мотивами.
Моя оценка - 10 из 10.