Пьесы Горького всегда актуальны - оказывается, в любое время интересно услышать, почему бесперспективен капитализм.
Акцент в изображении Вассы режиссеры и актрисы расставляли по-разному в разные годы.
Пьесы Горького всегда актуальны - оказывается, в любое время интересно услышать, почему бесперспективен капитализм.
Акцент в изображении Вассы режиссеры и актрисы расставляли по-разному в разные годы. То ее изображали алчной, безжалостной, жестокой и ни перед чем не останавливающейся на пути к богатству, то, наоборот, подчеркивали, что она вполне «человечная женщина», любящая мать и вообще труженица и хранительница большого семейного очага. Текст пьесы Горького допускает такую амплитуду прочтений. Одно остается неизменным: у Вассы нет будущего, поскольку неизбежно вырождение ее наследников. В сегодняшней политике «могильщик» капитализма в образе горьковской Рахиль, которая смогла бы взбаламутить всю страну и поднять ее на революцию, конечно, не просматривается. Поэтому вряд ли актуален именно образ такой революционерки. Но вот загнивание отдельных капиталистических семей изнутри вполне просматривается, так как во все времена наследники больших состояний могут лишь прожигать нажитое непосильным трудом родителей, на созидание, как правило, неспособны, к дисциплине не приучены, а к грехам, напротив, имеют ярко выраженную склонность.
Инна Чурикова играет «человечную» Вассу – строгую, но любящую, успешную в делах и чрезвычайно несчастливую в частной жизни. Исполнение Чуриковой превращает Вассу в личность яркую, незаурядную, полную противоречий, которые тем не менее в ней уживаются, рождая фигуру с сильной внутренней энергией, напряжением, трагическую и даже благородную. Поэтому в самой Вассе невозможно увидеть залог грядущего поражения: дела она ведет безупречно, возникающие проблемы решает способами, адекватными современной ей русской действительности, людей старается не обижать, за труды расплачивается со всей своей женской гуманностью и щедростью. А вот оставить дело ей некому. Оно будет рано или поздно разорено, потому что такие фигуры всегда замыкают всю работу на себя, не сумев подготовить ни достойных помощников, ни работящих наследников. И не только потому, что такие, как Васса, боятся обмана или предательства. Просто для ведения дел с таким размахом нужна натура незаурядная, широкая, смелая, а эти качества очень трудно воспитать в наследнике или компаньоне. С такой натурой нужно родиться, птицы большого полета в определенные исторические моменты как будто призываются высшими силами.
С уходом же сильных личностей хиреет не только бизнес, но иссякает источник энергии, новых идей, смелого новаторства, и становится некому подхватить выпавшее из рук хозяина знамя, и нечем скрепить распадающуюся «империю» больших дел и масштабных процессов. Недостоинство того, кто сядет на место Вассы, очевидно заранее. Будет ли это Прохор, брат Вассы, гуляка и развратник, как в тексте у самого Горького, или же это будет приживалка Анна, как в фильме у Панфилова, разницы никакой нет. И в том, и в другом случае величины с Вассой несопоставимые. Поэтому я никогда не видела необходимости приписывать Горькому то, чего у него в тексте нет. По-моему, это то же самое, что дописать кусок в текст «Войны и мира» Толстого, вставить новую часть в симфонию Чайковского или дорисовать в картине Репина еще парочку бурлаков. Мне не близко вольное обращение с классикой хотя бы потому, что очень редко кому из смельчаков удается улучшить источник и обогатить его своим сомнительным сотворчеством. Вот и в данном случае, на мой взгляд, после «реставрации» лучше не стало. Впрочем, игра Чуриковой настолько гениальна и так завораживает найденной верной тональностью, что, хочется, простить режиссеру вольности с текстом пьесы. Ладно уж, пусть будет так. Сегодня та же приписка про автомобиль «Пежо» смотрится немножко неуклюже и даже смешно, но, повторюсь, все перевешивает игра актрисы, превращающая всё остальное в мелочи жизни. К слову, Глеб Панфилов на почве переделки классики отметился дважды, изменив концовку и в экранизированной им пьесе Островского «Без вины виноватые». С Островским получилось еще хуже, чем с Горьким. Думаю, классики должны были бы обидеться на режиссера, если бы не Чурикова с ее харизмой и талантом превращать любые недостатки в яркие достоинства. Я поздравляю режиссера с юбилеем, с наградой фестиваля «Дубль дв@» и желаю здоровья и успехов ему и его гениальной жене и музе.
Читать полностью