Ну и затейлива же эта случайная находка Димы - волшебная книжка – исполнительница желаний. Исполнить-то она исполнит. Но только не те мечты и желания, о которых можно поведать с открытым сердцем и вслух.
Ну и затейлива же эта случайная находка Димы - волшебная книжка – исполнительница желаний. Исполнить-то она исполнит. Но только не те мечты и желания, о которых можно поведать с открытым сердцем и вслух.
Дело в том, что книжка и сама умеет «читать». Ей интересны исключительно темные глубины вашей души. Коварная, она без труда узнаёт о смутных, неосознанных желаниях Димы, молодого учителя истории, интеллигента в первом поколении. Книжка извлекает нечто из Диминого подсознания, дабы исполнить и материализовать во всей запретной красе. Без выкрутасов и подсказок догадливой книжки наш Дима, - примерный семьянин, трезвенник и терпеливый сын вечно пьяного папы, - возможно, сам бы и не догадался о том, чего жаждет его душа. Но это ещё далеко не всё. Размах книжкиных деяний Димой не ограничен. На очереди у неё - КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Таким вот образом режиссёр Дмитрий Астрахан и сценарист Олег Данилов с помощью книжки (и, не иначе как с потустороннего благословения самого Карла Густава Юнга), погружают нас с вами в глубины Народной Души города Зареченска. На дне глубин оказалось-таки Святое и Высокое, что не под силу вычеркнуть даже коварной книженции.
Вечное стремление к Героизму и готовность к Подвигу - это ж, друзья, не пропьёшь.
Но прежде, чем книжка сделает общий подарок народной душе, позволит душе выплеснуться в настоящем коллективном подвиге, будет исполнена целая куча индивидуальных мечтаний. Удивительно похожи они друг на друга. Думаете, вершина этих мечтаний - пьянка на халяву и деньги незаработанные? Впрочем, каждый волен думать по-своему. Мне-то показалось, что даже такая пагуба как пьянка, отступает перед не менее вечным: «Пусть у меня сарай сгорит, лишь бы у соседа корова сдохла».
От дома к дому, от семьи к семье - сколько радости и ликованья приносят добрым и хорошим Ивановым беды и горести добрых и хороших Петровых ( и наоборот). Разумеется, и те, и другие в трудный Момент оказались настоящими героями. Вместе с остальными горожанами Ивановы и Петровы отважно выйдут навстречу Банде.
А потом … потом они продолжат с чистой совестью свою прежнюю, некрасивую и жалкую жизнь. Зато какое зло одолели!...В какой битве победили!... Можно и собой гордиться, и за родину не стыдно. За свою-то, многострадальную:
«Это вам не жопа с ручкой, это родина моя».
«Несчастна та страна, которая нуждается в героях» …
Не знаю, разделяют ли Олег Данилов и Дмитрий Астрахан этот тезис из пьесы Бертольда Брехта « Жизнь Галилея». Возможно, авторы хороших и добрых людей даже близко не подходили к этой мысли, когда приступали к своей очередной совместной работе. Мне показалось,что фильм про как бы добрых и как бы хороших выглядит, -разумеется, на очень русский лад, -убедительной иллюстрацией этого тезиса.
Несчастье страны – разве оно только в нашествии внешнего врага? А пожирать, не слышать друг друга в мирной повседневности и объединяться лишь для совместных пьянок - разве не вечная почва для всеобщего несчастья и всевозможных Банд? Вот вам и замкнутый круг. Герои нужны там, где несчастье. Есть несчастье - рано или поздно потребуются герои.
И только пожалуйста, обойдёмся без аргументов "акакжебезгероевтруда?" Да вот так. Очень просто. Чем больше людей нормально трудится, тем меньше необходимости в героях.
Впрочем, имею ли я право приписывать фильму то, о чём его авторы, возможно и думать не думали? Ну, так я , ведь, не от их имени говорю.
К ним как раз у меня имеются вопросы. По поводу интеллигенции в лице Димы и народа в лице непросыхающих зареченцев. Мне показалось, что в этой важнейшей линии многое недотянуто, многое не сходится.
Сколько всего смотришь, даже нахваливаешь искренне, а потом напрочь забываешь. А любимое мною кино режиссёра Дмитрия Астрахана - и трагедийное, и т.н. «народное» - «Изыди», «Ты у меня одна», «Из ада в ад», «Всё будет хорошо» - сколько лет прошло, а не забыть. Помнится, буквально покадрово, зримо, причём с музыкой вместе. И финал всегда незабываем.. Будет ли так с "хорошими и добрыми ?" Не знаю… Хотя "Спектакль областного тетра. Чехов. Дядя Вася" - точно уже не забудется.
Читать полностью