«Седьмой пробег по контуру земного шара» руки молодого режиссёра Виталия Суслина не раз уже был победителем на фестивалях. В прошлом году на «Московской премьере» он получил приз за лучшую режиссуру. Другие полнометражные работы этого автора «Голова.
«Седьмой пробег по контуру земного шара» руки молодого режиссёра Виталия Суслина не раз уже был победителем на фестивалях. В прошлом году на «Московской премьере» он получил приз за лучшую режиссуру. Другие полнометражные работы этого автора «Голова. Два уха» (2017) и «Папье-Маше» (2020) – поднимают похожие актуально-социальные проблемы – о трудности жизни простого человека в России. И «Седьмой пробег» ещё не самая мрачная из работ режиссёра.
История печальная: с работы героя выгнали, квартиру он дочери отдал, денег на коляску внуку – нужно… С работы, кстати, его выгнали за доброту души: «коллеге» уволенной помочь хотел. Не самому же ему металл понадобился – для себя он бы на воровство не пошёл, да и какое там воровство… Ленин на крыше, правда, красивый был – по ветру развевался – зря он так с Лениным, хотя символично. Знаки времени, так сказать.
Доброта до добра не доводит, как мы поняли. Надо думать, когда помогаешь, думать, чем такая помощь может обернуться. Лучше бы он «коллеге» свои картины подарил – все до единой.
Есть у меня и ещё одна претензия к герою – очень большая. Какого же чёрта он дочке-то о своих трудностях не сказал? Гордый шибко? Но, по-моему, такие дела вместе решаются. И когда отцу приближается к 60 – уже дочке след подумать, как отцу помогать будет на его старости лет. Думаю, если бы он «разделил свою печаль» с родными, проблема бы куда быстрее решилась. Пожить до её решения у дочери с зятем он имеет самое полное право. А без коляски прекрасной - голубой с рюшечками – первое время можно и обойтись: миллионы людей покупают коляски б/у, или берут по объявлению «отдам в добрые руки». И кино про это никто не снимает и общенациональную проблему из этого не делает. Не убедительно здесь преувеличена несчастная доля художника на Руси.
Михаил – мужчина крепкий ещё, непьющий, неглупый – такой в 60 лет найдёт себе работу непременно. Не сразу, но найдёт. А близких просить – не о помощи, так о понимании, ну или хотя бы просить пока не просить – совершенно не стыдно. А если не можешь попросить не просить, объяснив, почему это важно сейчас, то и нет у тебя никаких близких – тогда «живи один, дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум». Ни в этом городе, так в другом, найдешь себе пристанище, не хуже, чем тот подвал, в котором ты писал свои прекрасные берёзы.
Помимо «Седьмого пробега…» и «Спиридона» ещё и фильм «Странники терпенья» ставит ту же проблему – о месте художника в нашей стране. Но Андрей Берг-то из «Странников» хорошо устроился. Нашёл своё место под солнцем. Вот только для творчества ему уже не красивые пейзажи нужны, а причинения страдания моделям. Это востребовано обществом: красиво искажённое лицо и пистолет, приставленный к промежности, а берёзки нет, ни берёзки, ни Порожки не нужны, ни посуда фаянсовая, любящими и умелыми руками сделанная. Посуду в черепки (как и художников). Черепки в «Спиридоне», кстати, не случайны: от них произошло слово «остракизм» (ostrakon – черепок по-гречески), которому подвергается художник в России.
Остракизм – изгнание, ссылка. В древней Греции так называлось изгнание за пределы государства опасных для демократии граждан, путем голосования черепками.
Художник опасен для нынешней российской «демократии» – именно эту проблему поднимают режиссёры В. Суслин и К. Абаев в своих работах. Ах да, вспомним ещё женщину-философа, покончившую собой в короткометражке «Заявление» режиссёра Юлии Белой. Художники, философы (а особенно те из них, кто не может больше так, и жаждет покончить с собой) – опасны для российской демократии и подлежат остракизму, без права возвращения сюда в следующей жизни – как-то так…
Читать полностью