УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ
Гипноз, как и любое воздействие на мозг человека, - манипуляция загадочная, шаманская, осуществлять её могут лишь люди с особой харизмой, с мощной волей и некоей бесовской составляющей личности, где главное – дерзость, необходимая для вторжения в область неизведанного.
УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ
Гипноз, как и любое воздействие на мозг человека, - манипуляция загадочная, шаманская, осуществлять её могут лишь люди с особой харизмой, с мощной волей и некоей бесовской составляющей личности, где главное – дерзость, необходимая для вторжения в область неизведанного. Под этот типаж подходит человек с отрицательным обаянием, этакий демиург и хозяин невидимой внутренней вселенной человеческого черепа, маг и чародей, способный силой внушения выдать за истину всё что угодно. Максим Суханов этому образу соответствует идеально – не случайно в двух последних работах у него идентичные роли: в «Топях» Мирзоева и вот здесь, в «Гипнозе» Тодоровского.
На протяжении всего фильма он ведёт сложный дуэт со своим антагонистом – интеллектуальным подростком, которого сначала взял в пациенты, затем по причине отсутствия у последнего гипнабельности признал в нём как бы потенциально равного себе коллегу и возвёл в ученики, но который раскусил страшную и опасную природу его деятельности и перешёл из учеников в стан яростных оппонентов.
Акцент в фильме сделан на теме «гипноз как инструмент власти» - правда, лишь в аспекте власти гипнотизёра над его подопечными. Но у зрителя неизбежно срабатывает нюх на двойной смысл этой сюжетной метафоры. Вокруг главного конфликта фильма – между демиургом и его учеником и их морального противостояния – выстраивается захватывающий сюжет, позволяющий провести, в общем-то, очевидную параллель с жизнью общества, где так же, как и в кабинете гипнотизёра, осуществляется насильственное управление сознанием людей при помощи тех же техник гипноза, обмана, манипуляций, а народ приравнивается к существам с парализованной волей, которым подобные «демиурги» внушают ложные ценности, образ врага, искусственно возбуждая в слабом человеке агрессивность и ненависть.
Вот один пример из фильма. Пациентке, находящейся в состоянии транса, внушается, что перед ней крыса. «Она мерзкая, жирная. Крыса – враг! Ты ненавидишь её! Ты готова разорвать её. Хватай и убей её!» - приказывает мэтр гипноза женщине с отключённым сознанием. Тут уж зрителю фильма остаётся буквально полшага до замены слова «крыса» на что-нибудь из вот этого ряда: «украинец», «американец», «либерал», «коммунист»... Автоматически возникает ассоциация с огромной аудиторией Первого канала, представляющей собой такого же коллективного внушаемого пациента неких манипуляторов, по приказам которых она так же исступлённо и яростно, как в фильме, ненавидит тех, на кого ей указывают как на врага. И ведь подобное осуществляется с людьми ежедневно.
Кстати, загипнотизированные пациенты выглядят в фильме просто отвратительно: впадают в детство, с важным видом несут всякую дурь, агрессия их возникает из-за сущей ерунды. Так же смешны и отвратительны и все мы, когда действуем по чьей-либо указке. Словом, мы как в зеркале видим себя, загипнотизированных аналогичными колдунами из телевизора, Госдумы, интернета, школы… Персонаж Суханова – это, безусловно, собирательный образ всех тех, кто поселился внутри наших мозгов и хозяйничает там, пока мы пребываем как бы в искусственном сне.
Поработав в сфере политического пиара, я в своё время была страшно удивлена примитивности многих политтехнологий и методов воздействия на большую аудиторию. Эти методы используются уже десятилетиями, но люди каждый раз попадают в ловушку одних и тех же приёмов, применяемых к ним. Без всякого специального погружения в транс мы, как несмышлёные дети, верим в очевидную ложь, отрицаем правду, легко переключаемся с главного на второстепенное, позволяем себя обманывать и запугивать. В фильме я очень остро ощутила эту очевидную простоту методики контроля над мыслями человека: команды гипнотизёра односложны, незатейливы, прямолинейны. Ничего особенного он не говорит и не делает. Почему же мы подчиняемся? Неужели мы так примитивны? Мы, воспринимающие сложнейшие искусства, науки, способные на абстрактное и метафорическое мышление? Почему, усевшись перед телевизором, мы превращаемся в пациентов под гипнозом?
Да, его подход для большинства клиентов одинаков, индивидуальная техника нужна лишь в отдельных случаях, но и она несложна. Так его якобы негипнабельный «наследник» подсел на внушённую ему мантру, что он «не такой, как все», «особенный» и отношения его с учителем тоже особенные, а значит, он отличается от остальных заурядных пациентов. Но выясняется, что мальчик так же обманут, так же зомбирован, так же несвободен, и если для «заурядных» достаточно лишь грубого приказа, чтобы подчинить их волю хозяину, то для таких вот «незаурядных» используется столь же эффективное и простое средство, как лесть.
Интересная деталь. В фильме не забыли показать важное последствие в поведении человека, оказавшегося под чарами более сильной личности: теперь и он, однажды подчинившийся чужой воле, стремится подчинить себе более слабого. Так, ученик чародея, этот самый якобы негипнабельный подросток, дома гипнотизирует своего младшего брата, а брат - своего одноклассника в школе. Воистину велик соблазн властвовать над себе подобными.
Не случайно, кстати, в фильме показана семья, в которой детям уделяется мало внимания. На своём родительском опыте я убедилась, что стоит лишь пренебречь вниманием к внутреннему миру ребёнка, как твоё место в его мыслях тут же успеет занять кто-нибудь другой, и не факт, что этот другой не произведёт там катастрофические разрушения. Другими словами, под гипнотическое воздействие любого рода попадают те, кто нетвёрдо стоит на ногах, лишён возможности опереться на любящих людей и кто начинает искать для себя авторитетного лидера, чтобы вручить ему всё своё нутро в безраздельное владение.
Символичность основной линии сюжета на каждом витке повествования становится всё более изощрённой, пока не приводит к выводам глобального порядка – что реальность может оказаться вовсе не тем, чем кажется нам, находящимся под вечным гипнозом вот таких вот демиургов. Таким образом, фильм о частном случае лечения и выздоровления пациента перешагнул гораздо более высокую содержательную планку и стал талантливым предостережением о существовании в нашем мире мощного современного оружия, превращающего человека в раба без применения к нему какой бы то ни было физической силы. Грядущее, в котором не будет дубинок, наручников и даже тюрем, а будут сплошные негромкие приказы и чёткие команды к послушанию, покорности и дисциплине, так же чудовищно, как и обычная полицейщина.
Итоговое решение «ученика чародея» отказаться от подобного оружия и связанных с ним возможностей власти сгладило остроту кульминации фильма. Однажды на лекции своего кумира он услышал фразу: «У всех нас есть выдуманные друзья, выдуманные враги, выдуманная любовь. Чаще и эффективнее всего мы обманываем себя». Может, первым шагом к пробуждению от любого гипноза должна стать для человека честность с самим собой? Умение смотреть фактам в глаза, свобода от иллюзий и контроль над собственной склонностью к сладкому обману?
Ничего себе, какое кино у нас оплачивает минкульт! Прямо-таки проспонсировали просвещение страны против самих себя. Это очень умный фильм, но я задаю себе вопрос: почему он не воспринимается как шедевр, ведь тема, казалось бы, идеальна для попадания в эту категорию? Видимо, потому, что у всех нас есть понимание победы над обществом гипнотизёров иного уровня и возможностей, которых не смогут вывести из равновесия честные благородные мальчики и которые продолжают и продолжают уводить нас от самих себя гипнотическими звуками своей завиральной дудки, внушая целой стране ложные идеи и подталкивая к ошибочному выбору. То есть гуманистический финал фильма воспринимается зрителем как неправда. Ну что же, правду нам и додумывать не надо – вот она, у всех нас каждый день перед глазами.
Читать полностью