МОРФИЙ КАК СРЕДСТВО ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ
Я не знаю, зачем мы полезли в Сирию, но я всё равно соболезновала военному хору и доктору Елизавете Глинке. С христианской точки зрения, смерть их была мученической, и никто не может глумиться над нею.
МОРФИЙ КАК СРЕДСТВО ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ
Я не знаю, зачем мы полезли в Сирию, но я всё равно соболезновала военному хору и доктору Елизавете Глинке. С христианской точки зрения, смерть их была мученической, и никто не может глумиться над нею. Я мало знала о докторе Лизе – лишь то, что говорили все, до меня долетали обрывки обвинений её в каких-то там грехах, но сама я воздерживалась от какого-либо мнения по причине плохой информированности. И вот фильм Оксаны Карас, где в главной роли Чулпан Хаматова, а в остальных – целое созвездие наших актёров. Важный факт для меня: в создании фильма приняли участие люди, которые знали Глинку не день и не два и не по публикациям в прессе, а годами находились рядом с ней, и для которых было важно показать её человеческую суть.
Я сразу узнала этот типаж, в жизни такие люди хоть и редко, но встречаются. Каждому попадался на его пути такой весёленький светлый ангел – врач, медсестра, учитель или просто добрейшей души человек любой профессии, у которых для каждого есть ободряющая шутка, вдохновляющее слово, дружеское объятие и которые источают светлую позитивную энергию, весь мир обдают теплом и радостью, и всё это по-настоящему, искренне, всегда, а не в редкие мгновенья по большим праздникам. Любой, кто втянут в орбиту такого человека, испытывает счастье. Да, её назвали «матерью Терезой» - может, иронично, но мне всё равно. Мне всегда симпатичны люди истинно демократичные, которые не на словах, а каждой секундой жизни и движением души утверждают равенство всех со всеми, дружелюбие к человечьим собратьям, часто обездоленным, несчастным, попавшим в беду и оказавшимся на обочине. А впрочем, ту же демократичность она проявляла и к сильным мира сего, чем иногда растапливала их суровые, высокомерные и чёрствые сердца. Не мной подмечено, что истинно прекрасный человек делает прекрасными всех, кто оказывается рядом.
Чулпан Хаматова мастерски сыграла этот типаж. В фильме она проста, легка, весела, неутомима, иногда говорит в этакой простецкой манере, а иногда глубока и серьёзна. Это образ человека, буквально несущегося по жизни с миллионом дел, непрерывно звонящим телефоном, вечно покинутыми домочадцами, всегда в машине, ежесекундно решающего чужие проблемы уровня жизни и смерти. В сценарии жизнь доктора Лизы спрессована до одного эпизода, в котором она помогает умирающей от рака девочке достать морфий. В ситуации задействовано множество людей: врач в детской больнице, который вынужден выписать девочку домой, потому что должен помочь и другим детям. Беспомощные родители, растерявшиеся от горя, когда в аптеке им отказали в обезболивающем средстве, которое облегчило бы последние часы их бедной дочери. Майор из федеральной службы контроля за оборотом наркотиков, который сначала шьёт доктору Лизе дело и собирается упечь её за решётку, а потом буквально перерождается и начинает помогать. Есть ещё крутой чиновник мэрии, также втянутый в историю и в итоге оказавший главную помощь. Метаморфоза, произошедшая с этими двумя персонажами, конечно, особенно впечатляет. Честное слово, в неё веришь, несмотря на, казалось бы, полное отсутствие для этого подтверждений из реальной жизни. Кроме этих людей есть ещё семья доктора Лизы и, конечно, её неприкаянные, несчастные подопечные – бомжи, чудики, фрики и просто те, кто попал под её обаяние и хочет постоянно находиться вблизи этого вечного источника доброты.
Фильм потрясающе поставлен. Сюжет напряжённый, конфликтный, местами – страшный, но не настолько, чтобы исчезла надежда. Наша бесчеловечная бюрократическая система показана в одном из её чудовищных проявлений - и этого, как ни странно, достаточно, чтобы додумать в ней и всё остальное, столь же бесчеловечное. Солидарная борьба людей «света» против власти «тьмы» представлена в фильме во всех деталях, чтобы можно было до отчаяния и ненависти проникнуться кошмаром этой борьбы и потом с облегчением вздохнуть, когда всё заканчивается хорошо. Сюжет абсолютно правдив, у каждого персонажа есть прототипы. Занятые в эпизодических и второстепенных ролях актёры придают самому факту появления такого фильма дополнительную значимость. В общем-то, все, кто снялся в нём, как будто тем самым обозначили собственное гуманистическое кредо и принадлежность к главной традиции русского искусства – призывать милость к падшим и протягивать руку униженным и оскорблённым. Отдавая себе отчёт в полезности такого фильма, я рекомендую его моим друзьям ещё и как прекрасное произведение, трогающее до слёз и возвышающее душу.
Читать полностью