Раздвоение личности – далеко не новость в искусстве.
Феномен двойничества не перестаёт вдохновлять писателей и режиссёров с 19 века и по сей день. Вдохновился им и Дмитрий Бертман.
Раздвоение личности – далеко не новость в искусстве.
Феномен двойничества не перестаёт вдохновлять писателей и режиссёров с 19 века и по сей день. Вдохновился им и Дмитрий Бертман. Две ипостаси принцессы Турандот представила нам "Геликон-опера". Но, в отличие от привычного противопоставления тёмной и светлой сторон человеческой личности, Бертман поступил иначе. Его решением стало не расщеплённое сознание, а раздвоенный облик. И в том, и в другом облике принцесса Турандот - всё равно эманация зла. Одна Турандот - воплощенный соблазн, влекущий на верную смерть. То ли инкуб, то ли прекрасная бездушная марионетка, извивающаяся в сладострастном призыве. Другая - скрюченная, вся в струпьях, затворница подземелья - одержима ненавистью и неутолимой жаждой мести. Холодное бездушие и кипящая злоба. И как результат - объём и простор для вокально- пластической идеи.
С большим трудом удерживаю себя от подробного описания всех особенностей спектакля, от перечисления находок, связанных с буффонными Пингом, Понгом и Пангом, с метаморфозами хоровых сцен – от зомби-общества до живого многолюдного сострадания герою. Мне всё кажется, что гениальный Джакомо Пуччини, в своё время намучившийся с либретто, по достоинству оценил бы то, как философски обоснованно увязана режиссёром обычная для оперных либретто текстовая бредятина.
И всё таки не могу не остановиться на роли оркестра в этой постановке. Владимир Иванович Федосеев не только дирижёр, но и неслучайный музыкальный руководитель спектакля. Послужной список маэстро являет внушительное свидетельство его работы с симфоническими оркестрами и оперными театрами разных стран. Всякий раз, когда слушаю оркестр под управлением Владимира Федосеева, восхищает это чудо: вдохновенное музыкантское единение. С первого взмаха его руки, с первых звуков оркестра возникает посыл... тот самый, неповторимо федосеевский. Проникновенный и завораживающий магнетизм. Этот магнетизм, это музыкантское единение существуют и в «Турандот» .Оркестр буквально растворяется в действе, становится его дыханием, сливается с исполнителями . Да простят мне тавтологию: дирижёр Федосеев - поразительно музыкальный музыкант. А БСО п/у Владимира Федосеева - фантастически музыкальный коллектив.
Опера, откровенно скажу, у меня далеко не самый любимый сценический жанр. Мне бы достаточно отдельных фрагментов. Но «Турандот» смотрела на одном дыхании от начала до конца. Такое со мною бывает. Но очень редко.
Читать полностью