Вся ли жизнь театр? Недавно я разговорилась с моим другом о театре. Я, человек, который отдал этому искусству уже не один год репетиций, бурю эмоций и чувств, столкнулась с современной реальностью. «А зачем ходить в театр, если есть кино?» - спросили меня.
Вся ли жизнь театр?
Недавно я разговорилась с моим другом о театре. Я, человек, который отдал этому искусству уже не один год репетиций, бурю эмоций и чувств, столкнулась с современной реальностью. «А зачем ходить в театр, если есть кино?» - спросили меня. Признаться, я сначала растерялась, потому что для меня театр всегда был неотъемлемой частью жизни, и я даже не задумывалась, что кто-то не воспринимает этот вид искусства как необходимый для развития общества. Так стоит ли тратить деньги на билеты в театр? Нужно ли проводить время за просмотром записей спектаклей? Следует ли искать ответы на вечные вопросы, следя за происходящим на сцене? Мой однозначный ответ – да. И запись спектакля «Яма» по повести Куприна Свердловского академического театра музыкальной комедии в рамках онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@» тому подтверждение.
Стоит оговориться сразу: трудно сравнивать театр и кино, так как это абсолютно разные жанры искусства. Тем более, в нашем случае мы говорим о записи спектакля. Хочется начать со статистики: по данным, опубликованным «Российской газетой» в 2017 году, «каждый третий житель столицы хотя бы раз в год посещает театры, музеи и выставочные центры». То есть москвичи в театры все же ходят, что не может не радовать. Но почему лишь РАЗ в год и только каждый ТРЕТИЙ москвич? Мне видятся три возможных объяснения: 1) есть люди, которые театром вовсе не интересуются, и их выбор стоит уважать (есть же те, кто не любит шоколад); 2) у россиян нет времени на походы в театр (некоторые так устают после рабочего дня, что мечтают лишь об одном: поскорее прийти домой и принять горизонтальное положение); 3) далеко не у каждого жителя нашей страны есть финансовая возможность сходить в театр. Обратимся к официальному сайту все того же Свердловского академического театра музыкальной комедии: цена на билеты на ближайший спектакль начинается с 200 рублей. Наверное, кто-то скажет, что это недорого. Подтверждает этот аргумент сухая статистика, по которой средняя зарплата жителя Екатеринбурга – 20120 рублей (https://person-agency.ru/salary/ekaterinburg.html). Казалось бы, почему не выделить 1% своей зарплаты на поход в театр? Но не будем забывать, что далеко не все в Екатеринбурге финансовые директоры или руководители, получающие более 100000 рублей. Зарплата большинства жителей (учителей, воспитателей, механиков, технологов и т.д.) не превышает 12000 рублей. Если из этой суммы человек должен заплатить за квартиру, купить еду, возможно, приобрести необходимый предмет гардероба, свободных денег на такой досуг как театр просто не остается.
Наверное, театралы-москвичи, которые сейчас читают этот материал, негодуют: в Москве за 200 рублей ты либо не купишь билет в театр, либо будешь сидеть на самых неудобных местах! И это так. Цена на билет без скидок в среднестатистический театр на место в партере превышает 1000 рублей. Возьмем любимый мною «Губернский театр» под руководством С. Безрукова. Цена за место в 14 ряду партера – 1800 рублей. А это не так уж и дешево, верно? Моя стипендия как студента – 2700 рублей. Да, безусловно, у меня есть иные источники дохода, но тем не менее я не могу себе позволить потратить больше половины стипендии на билет в театр! А если мы вспомним про Большой театр, где цена билета доходит до 100000 рублей? Не было бы спроса – не было бы предложения, возразите вы. Да, это неоспоримо, но, чтобы в театр ходил не каждый ТРЕТИЙ москвич РАЗ в год, наверное, театрам тоже следует не только привлекать зрителя качественными постановками, но и создавать условия для того, чтобы поход в театр мог себе позволить каждый работающий человек.
Однако, если нет возможности посмотреть спектакль вживую, всегда можно насладиться его записью. Сразу подчеркну, что с моей точки зрения, запись театральной постановки не производит должного эффекта. Постановка Свердловского академического театра музкомедии повести Куприна «Яма» - это, бесспорно, работа, заслуживающая внимания. Но спектакль все же стоит смотреть в театре, и от этого никуда не деться.
В чем магический эффект театра? В том, что действие разворачивается перед тобою здесь и сейчас. Актер – живой человек, который играет, основываясь на своем настроении, самочувствии, эмоциональном состоянии именно в эту секунду. Именно поэтому спектакль – это развивающая и меняющаяся история. Театр не терпит застоя. Зритель имеет возможность видеть и ощущать на себе каждую эмоцию, которая зародилась на сцене. А актер, в свою очередь, видит реакцию зала, глаза зрителей, что, конечно же, оказывает на него сильное влияние. В кино для этого есть спецэффекты, смена места действия, времени года и суток, в театре же средство фактически одно – это актер, который должен своим мастерством погрузить зрителя в атмосферу, пригласить с собой на сцену. Это требует порой титанических усилий, но ради этого чуда, когда человек, стоя перед тобой превращается в другую личность, и стоит идти в театр.
Этого самого эффекта присутствия мне и не хватило в постановке «Яма». И я списываю это на то, что я смотрела спектакль в записи. Постановщику Нине Чусовой мастерски удалось уместить достаточно большую по объему повесть в два часа театральной игры. Интересны решения об изменении композиции произведения, разделения его на конкретные части (названные именами девушек, про которых идет речь). Безусловно, музыка помогла передать зрителю и состояние тревоги, и атмосферу праздника. И этот контраст оставляет зрителя в конце с двойственным чувством. Спектакль заканчивается похоронами Жени (здесь, к слову, постановщик обратился к приему кольцевой композиции), а затем на экране в качестве эпилога появляются слова Куприна (эпиграф в повести): «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца
посвящаю ее матерям и юношеству». Почему матерям? Почему юношеству? Тут и начинается самая главная, по моему мнению, часть диалога актеров со зрителями. Да, артисты играли, пели, танцевали, горевали на протяжении двух часов, говорили с залом, а теперь начинается обратная связь: каждый, кто посетил спектакль, начинает размышлять: почему главная героиня покончила с собой? почему Люба вернулась в публичный дом? почему Куприн выбрал такой эпиграф? почему, в конце концов, произведение названо «Яма»?
Если после выхода из зала или нажатия кнопки «стоп» на записи у вас в голове возникают подобные вопросы, значит, актеры, постановщики, звукорежиссеры – огромная команда работала не зря. И ради поисков вопросов и ответов стоит посещать театры. В нашей жизни все чаще окружающие люди надевают маски, из-под которых не видно настоящего человека. Порой возникает ощущение, что вся наша жизнь превращается в лицемерный театр. Если вы в такой ситуации, возможный выход – поход на хорошую пьесу, где вы станете частью уже настоящего и искреннего театра.
Musicale rzadko kiedy przykuwają moją uwagę, ale tym razem postanowiłam jednak zaryzykować i dać mu szansę, szczególnie że jego temat bez dwóch zdań jest nietuzinkowy.
Musicale rzadko kiedy przykuwają moją uwagę, ale tym razem postanowiłam jednak zaryzykować i dać mu szansę, szczególnie że jego temat bez dwóch zdań jest nietuzinkowy. Po jego obejrzeniu miałam mieszane uczucia, z jednej strony musical jest nieprzyzwoity i po części nieetyczny, ale z drugiej idealnie oddający rzeczywistość prostytucji i wbrew pozorom wielkiej miłości, która temu towarzyszy, a także pokazujący tragizm bohaterek. Żywa, oryginalna muzyka i miła dla oczu gra aktorska.
Мюзиклы редко привлекают мое внимание, но на этот раз я решила рискнуть, особенно потому, что тема спектакля нестандартна без всяких сомнений. Посмотрев, я испытала смешанные чувства: с одной стороны, мюзикл неприличный и отчасти неэтичный, но с другой стороны он прекрасно отражает реальность проституции, несмотря на появление великой любви, которая ее сопровождает, а также показывает трагедию героинь. Живая, оригинальная музыка и привлекательная актерская игра.