Ну да, это не рецензия. Это просьба. Фильм почему-то нереально найти в сети.
Ну да, это не рецензия. Это просьба. Фильм почему-то нереально найти в сети. Ни в каком виде. Может, плохо искал, не знаю. Посмотреть хочется. На показ опоздал. Так понимаю, его уже здесь не увидеть. Даже не знаю, от кого это зависит, но если это возможно, выложите фильм в сеть в каких-нибудь он-лайн кинотеатрах. Было бы замечательно. Пусть платный просмотр - не имеет значения. Я вполне готов заплатить и посмотреть. Уверен, я такой не один.
Читать полностьюПишу рецензию не потому, что мне нужен какой-то там приз, или я претендую на какое-то исключительное мнение, а потому, что посмотрев фильм «Стыд» режиссера Юсупа Разыкова не могу молчать. Почему в названии слово стыд?! Здесь не усматривается никакой стыд в поведении главной героини Леночки.
Пишу рецензию не потому, что мне нужен какой-то там приз, или я претендую на какое-то исключительное мнение, а потому, что посмотрев фильм «Стыд» режиссера Юсупа Разыкова не могу молчать. Почему в названии слово стыд?! Здесь не усматривается никакой стыд в поведении главной героини Леночки. Режиссер этого не показал. Здесь показаны ее мучения моральные от того, что она вынуждена прозябать в захолустной северной дыре замужем за человеком, которого она не любит. К сожалению, такое встречается в наши дни сплошь и рядом. Страна у нас женская, мужчин на всех, и как говорится про всех не хватает, приходится иногда довольствоваться тем, что есть, а морской офицер - это не пьяница, какой-то там слесарь дядя Вася, а человек образованный. То, что она не стыдится, что была ночь с «лососевым королем», как его называют местные, свидетельствует ее ответ продавщице местного магазина: «Леночкой ее могут называть только любовники, а она, т.е. продавщица, не может». Ответ уверенной в себе дамы. Гарнизон маленький и этого естественно не скрыть. Утром, естественно, все об этом уже знают. Но это не дает право мужчине, т.е. «лососевому королю» оскорблять ее матерными словами. Он с ней провел ночь, и оскорблять женщину не делает ему чести, как мужчине. Он о ее жизни ничего не знает, а на проститутку она не похожа, а на б-ь тоже. По крайней мере, проституткам платят. Здесь режиссер явно лоханулся. Наверное, сам бы так поступил, раз такой эпизод снял. Или не понял сценарий. Жаль, что нет возможности его прочитать. Подбор актеров на роль и актрис явно оставляет желать лучшего. Сыграно может и хорошо, но внешние данные актеров не соответствуют реальному имиджу жен морских офицеров. У морских офицеров в женах всегда были первые красавицы и ухоженные женщины, так как их военно-морские училища находились в таких городах, как Ленинград и Севастополь, которые испокон веков славились красивыми, модно одетыми женщинами. Военно-морские училища всегда приглашали к себе на танцы медицинские и педагогические институты и жены у них были образованными, красивыми, так как выбор был большой. Где режиссер набрал столько некрасивых плохо одетых женщин, деревенской внешности?! Славянки всегда были красивыми. Офицерские жены даже в перестройку всегда были одеты лучше остальных женщин, так как одевались в Военторге, куда привозили хорошие импортные вещи, а также в таких городах, как Ленинград и Севастополь, где была хорошая одежда. Я в этот период на мизерную зарплату учительницы без полярок одевалась намного лучше, чем то, что показали в фильме. Зачем так принижать жен офицеров?! Пусть может это для задумки режиссера и не суть, но детали имеют немаловажное значение. Как и то, что в гарнизонах снег ежедневно убирается, а матросы не ходят в расстегнутых бушлатах и не отутюженных брюках, как и то, что капитаны первого ранга не бывают возрастными и толстомордыми с большими животами. Капитанов 1-го ранга они уже получают с 35 лет после военно-морских училищ, когда полно половых гормонов, которые не дают им толстеть. Они подтянутые, молодые и красивые, в основном славянские лица. У них проводятся занятия по физподготовке. Есть спортзалы и нормативы. Чтобы показать переживания капитана 1-го ранга, скорее всего политработника, которые пребывают, как правило, в максимальном звании капитана 3-го ранга вообще-то, совсем не обязательно было показывать, что он пьет водку из горла бутылки. Мой отец все это прошел, мог выпить, но не службе, в этих экстремальных условиях такого никогда себе не позволял, как и другие. К чему этот имидж русского военного, хлещущего водку из горла бутылки для снятия стресса? Или режиссер сам так его, стресс, снимает? Кстати лосось траулерами не ловится в Баренцевом море. Он специально разводится на рыбных фермах, или ловится в горных реках (если дикий). Рыбаками на траулерах ловится мойва, пикша, треска, сельдь и др. Я не пишу о такой нестыковке, как указание региона на номерах автомашин. Вот это действительно неважно для фильма, а вот остальное имеет значение.
Я написала о деталях, которые может для режиссера ничего и не значат, но которые говорят о многом. Как в том анекдоте, про наших якобы разведчиков, которые прокалываются на том, что когда пьют чай, забывают ложечку из стакана-чашки вынимать или, выходя из туалета еще на ходу метров пять застегивают ширинку.
Показана жизнь северного военного гарнизона без прикрас. А ведь можно было показать корабли на рейде, серые как небо в тучах, гранитные скалы (не только сопки в снегу), пронзительный крик чаек. Красивые улыбающиеся лица молодых офицеров и их жен, так никто ничего плохого не предвещал. Уютные квартиры, где ремонтом занимаются сами военнослужащие и их жены , их дружбу и т.д.
А все действие происходит на фоне обшарпанных пятиэтажек, и огромных мусорных баков, которые занимают в кадре центральное место. Таково видение режиссера. Из прекрасного показана северная природа через большие окна рыболовецкого траулера, где поутру проснулась Леночка. Заснеженные северные сопки с черными проталинами навевают холод и тоску. Север суров, но и красив сам по себе. Не показана только красота души людей, живущих на севере, в тяжелых климатических условиях. То, что Леночка поехала за лекарством для больного ребенка или откликнулась на зов девочки помочь матери, принявшей с горя большую дозу спиртного - у нас в России само собой понимается, как необходимость данной помощи и каким либо подвигом не считается. Только плохой человек может отказать. В гарнизонах такие случаи не допускаются. Уж очень некрасивая эта сцена с пьяной матерью девочки. Какая-то патлатая, плохо одетая, расхристанная, пьяная женщина - офицерская жена, сидящая на полу убогой кухни с эмалированной миской довоенных времен. Горе можно показывать по-разному. Это крайность. Как и то, что мичман повел убивать щенка хаски, потому что он выл по хозяину и никому не давал покоя. Очень жестокая сцена. Щенка, можно было отдать в хорошие руки, пока он мал, его можно еще приручить, но убивать-то зачем? Что этой сценой хотел сказать режиссер? Это же не фотография жизни, точная калька, а художественное произведение.
А эта история с беременной женщиной-чукчей? Эта история у нас на севере ходит, как анекдот, но не в военно-морском гарнизоне, а в селе Ловозеро на Кольском полуострове (Мурманская область), где живут оленеводы-саамы (лопари), но не чукчи. Где это на Чукотке стоят российские военно-морские корабли и как она далека от Северного флота?! Чего в кучу-то все для экзотики валить?! Говорили, что квартиры давали в с.Ловозеро оленеводам, а они их приводили в ужасающий вид, так как не привыкли жить в квартирах, вроде костра разводили. Но это байки. А костер в юрте женщины чукчи явно бутафорский, что коробит. Работа режиссера, я считаю, слаба. То что он показал красивый Северный край и северное сияние, так они сами по себе есть и его как их ни показывай, они всегда прекрасны и картина за счет природы, северного сияния очень выигрывает, но это работа еще и оператора. Артистки, играя жен офицеров старались и играли, как могли, но стиль их игры, как и внешний вид (допотопные платки паутинки и прически рококо и т.д.) больше годился в фильмы о военном или послевоенном периоде нашей жизни. Лишь намеками дано понять, что лодка в базу в срок не вернулась. Где-то залегла на дно и вроде как что-то случилось трагическое. И ни слова, ни штриха из их жизни. Только их фотографии в рамочках (фото лиц явных отставников, так как уж больно широкие и возрастные), да убогие, обшарпанные квартиры и некрасивые бесцветные жены.
Как мы поняли, Леночку муж любит, так как матрос по его приказу ежедневно носит ей розы. А она типа дрянь что ли?! К чему это показано?! Ее муж до нее встречался с учительницей по изобразительному искусству (рисованию) Ириной, которая сошла с ума. И что этим хотел сказать режиссер? Сказано, что боялась темноты, на Севере полярная ночь. Так от темноты или от любви?! Одним словом, навалено всего в кучу с претензией на какую-то глубину мысли. Ее там нет.
Одно мне понравилось, так это работа звукорежиссера. Она великолепна. На протяжении всего фильма мы слышим приглушенный звук моторов подлодки, что создает напряжение и волнение за тех, кто там, под водой. Я помню, то время, когда тонул «Курск». Это был не зимний период, но это не важно. Вся страна каждую минуту думала только о подводниках с «Курска», переживали все. А тут показана сцена, что Лена не любит своего мужа, поэтому горе со всеми не может разделить и поэтому собирается уехать. К чему это все так показано? Для чего? Когда вся страна оплакивала героев.
«Мы замужем за войной, кому нужна война» прозвучало как-то вяло и не убедительно. Это было не военное время, а армия и флот имеют, прежде всего, функцию обеспечения безопасности своего государства и народа живущего в нем. И все цивилизованные страны имеют свои армию, флот. Здесь режиссер к радости европейцев и американцев замахнулся на ненужность войны, но в данном случае это рассматривалось, как профессии военных, тогда как американцы и европейцы не особо-то разоружаются и сокращают свою армию. Вот фильм и получил у них столько призов. Посмотрев весь этот жуткий быт, условия жизни военных моряков можно понять, что у нас к военной технике приставлены озлобленные от условий жизни, быта и т.д. люди, а это далеко не так.
Почему фильм занял столько призов в Европе?! Так для них жизнь в России это экзотика, но не на столько, как это надо было показывать. Зачем грязное белье выворачивать наружу?! Для них вся грязь о России их радует, так как они чувствуют нашу силу и моральное превосходство. Это я знаю от женщин-мурманчанок, северянок которые вышли замуж и уехали в Швецию, Норвегию и Финляндию. А то, что наш зритель якобы не готов к просмотру таких фильмов, то думающий так, глубоко ошибается. Наш народ на собственной шкуре все это прошел, пережил, да и западные фильмы всякие смотрел, как-никак век информационно-технического прогресса, инноваций и компьютерных технологий, интернета и утверждать, что он, наш российский зритель, к этому фильму не готов, просто смешно. Так может утверждать только тот, кто хочет оправдать непризнание своего фильма зрителем.
Из опубликованных здесь мнений-рецензий на данный фильм, я не увидела ни одной рецензии военно-морских офицеров, проходивших службу в тот период (период затопления российской подлодки), а только мнения простых обывателей, которые даже представить себе всей той жизни не могут, а в фильме все это показано в искаженном виде. Не думаю, что им этот фильм понравится в России. Да и не все смотрели этот фильм, а если и смотрели, то не хотят или не умеют писать рецензии. Настоящие мужчины немногословны. Говорят или да, или нет.
Кому-то мое мнение не понравится, но это мнение женщины, которая родилась и всю жизнь жила в северных гарнизонах и была дочерью морского офицера и не понаслышке знает все перипетии гарнизонной жизни подводников, которая несколько отличается от жизни гарнизонных армейских офицеров из средней полосы России.
Дневник онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@»: отражение в Челябинском театре драмы День четвертый: 10 апреля 2014 г. , «Стыд» Юсуп Разыков. Сегодня в рамках V онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@» на третьей сцене Челябинского театра драмы мы посмотрели социальную драму «Стыд» Юсупа Разыкова.
Дневник онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@»: отражение в Челябинском театре драмы
День четвертый:
10 апреля 2014 г., «Стыд» Юсуп Разыков.
Сегодня в рамках V онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@» на третьей сцене Челябинского театра драмы мы посмотрели социальную драму «Стыд» Юсупа Разыкова.
Наш скромный кинозал не сказать чтобы был переполнен (в условиях будней и начала в 15:00 мы понимаем, что зрителям трудно оторваться от своих дел насущных), но все-таки равное количество зрителей и сотрудников театра (в том числе и актеров!) посетило этот показ. Причем 75% присутствовавших – уже постоянные участники челябинского отражения этого интернет-кинофестиваля «Российской газеты»
По окончании просмотра общая оценка зрителей была определена как «восемь» (правда, не без споров). Те зрители, кому уже есть с чем сравнивать этот фестивальный показ, сошлись на том, что пока это была наиболее интересная и достойная работа. Хотя, конечно, и первые два фильма – участника фестиваля, о которых мы писали, также вызывали преимущественно положительные оценки. Так что на данный момент все зрители, которые пришли на нашу третью сцену для просмотра кинокартин, оставались довольны, а иногда и просто удивлены тем, что вот такие любопытные дела мы организовываем для любителей театра и кино.
Легли на грунт Мурманскому зрителю лента интересна не только узнаваемой натурой - снималась в основном в Лиинахамари.
Легли на грунт
Мурманскому зрителю лента интересна не только узнаваемой натурой - снималась в основном в Лиинахамари. В ролях второго плана выступили - и очень удачно - актеры местных театров Виктор Смольков, Валерий Журавлев, Изольда Грамак и другие, музыку написали северяне Екатерина Ефремова и Петр Макаров... Но главное, тема - близкая каждому, кто живет в наших краях. Маленький гарнизон ждет возвращения субмарины. Ее все нет. Ее уже нет совсем, она давно легла на грунт. Весь поселок - вдовы.
«Курск», впрочем, в фильме ни разу не назван, картина вообще снята предельно тактично, вполголоса, авторам удается не съехать в пошлость и фальшь. Там и субмарина-то в кадре лишь игрушечная - макет, который лежит в аквариуме в квартире героини. Лежит на грунте.
Кино очень «женское» - мужиков-то в картине, считай, всего два: комендант (Виктор Смольков) да матрос со смешной фамилией Сердечкин (Роман Курцын), который по поручению ушедшего в автономку каплея Комлева ежедневно доставляет свежую розу его молодой жене. А потом - вдове. Велено ведь до конца автономки носить...
А она - петербурженка Лена (Мария Семенова), впервые оказавшаяся в дремучем гарнизоне, судорожно пытается понять, что ее забросило сюда и как здесь выжить.
Жизни «одной семьей» в местном женском сообществе она чуждается. Ну никак не тянет в женсовет, где председательствует решительная командирская жена Валентина (Хельга Филиппова).
Она выпадает даже внешне - пальтишко-то на ней не по сезону изящное, а вокруг практичные пуховики, превращающие девочек и старух в существа без возраста. В местную школу на работу ей не устроиться - там, как поясняет словоохотливая Зоя (Елена Коробейникова), на 10 классов всего 9 учеников. Гарнизон и сам давно «лег на грунт». Даже аптека полгода на замке. Только и разговоров, что базу вот-вот закроют.
Кажется, остались тут два корпуса малосемейки да одна лодка. На которой все мужчины. Не будет их - не будет жизни.
Склеить семейную жизнь героиня пытается в буквальном смысле - переклеивает обои. На смену казенному ковру («как у людей») лепит на стену невообразимые фотообои с пальмами. Но наутро они отваливаются, и все возвращается в исходную точку.
В кадре зябко - очень осязаемый фильм, точный в деталях. Чего стоят вязаные кофты Валентины или ее же вечный меховой берет! Кстати, под ним вместо ожидаемой «гульки» неожиданно обнаружится «тифозная» стрижка. Но это - когда в минуту отчаяния командирская жена скинет и его, и внешнее спокойствие, и наносную решительность.
В картине мало диалогов, вообще мало слов, вместо которых - выразительная операторская работа Юрия Михайлишина. Основа видеоряда - пейзажи за окном авто Елены, в котором она чувствует себя неуязвимой, «в домике».
Кинематографисты увидели самый суровый север, самый неласковый: черно-белый. Снега и черные уступы скал.
Несколько героинь - несколько вариантов выживания. Валентина - железная, на ней держится весь поселок. Поможет, подскажет, пожурит, панику сеять запретит.
- Это у твоего автономка первая, а у моего - семнадцатая, - резко оборвет она истерику встревоженной товарки. - Никому не сметь! - надает ей же по щекам. Она знает, как держать себя в руках. И лишь однажды сорвется, напьется в одиночестве, переломает мебель и до полусмерти напугает дочь-школьницу, некрасивую, тихую и нелюбимую, - в этой семье свои драмы...
Аню (Сэсэг Хапсасова) муж привез с Чукотки. У нее здесь свой мир: важенку родня прислала, чтоб молоко для будущего малыша давала, в квартире - шкуры, травы...
- Пусть смеются - это наш дом, так мне Леша сказал, - ответит она Елене на немой вопрос. Ане ведомы какие-то иные миры, потому она спокойная и светлая, даже овдовев.
- Мой Леша - здесь, - говорит она, указывая на тугой живот.
Ольга (Анна Беленькая) - та, что получила град пощечин от главы женсовета, самая чуткая, она первой понимает: случилось неладное. Как деревенская баба, голосит, оплакивая не мужа, а собственную жизнь, потерявшую смысл. Некрасивая, в нелепом наряде, но они тут все не с иголочки одеты, тут не подиум, тут родине служат.
А еще есть Алевтина, которая, впав в полубезумье, тащит на берег соль и жемчужные бусы, чтоб вернуть морю все, что взяла у него. Пусть и оно вернет отнятое.
На такое дело ничего не жаль, и Аля даже самое дорогое в жертву приносит - телевизор «Океан». Лена пожимает плечами - но оторопь ее берет, когда к вечеру в магазине пропадает соль. Не одна Алевтина тут верит в приметы...
Лена им не в масть. Незадолго до катастрофы, с тоски и отвращения, решив, что замуж вышла по ошибке, она напивается в кафешке на Титовке - это местечко знают многие северяне. Там ее цепляет Борис, владелец семужьих садков в Девкиной заводи. Переспали - разошлись. За такое тут не осуждают. Борис-то и узнал потом достоверно по своим каналам, что лодка легла на грунт.
Предвижу упреки киношникам в кощунстве, мол, на святом наживаются, добавляя перчинки. Но кто теперь узнает, что было на душе и сердце у каждой из сотен женщин, в разные годы отдавших морю мужей... По-всякому, наверное, бывало. Жизнь в граните не отольешь, только смерть.
- Похоронят как положено, памятники поставят как героям, - буднично говорит оклемавшаяся Валентина.
А пока жены ждут. Выстроившись на обрыве, они глядят на море. Если мужчин больше нет на свете, зачем они здесь?
Это буквально понимает чудная Зоя, женщина с ангельским лицом и лучистыми глазами. Она, казалось, знает, как тут выжить: любовью к миру и детям.
Осознав, что мужа нет, Зоя не спеша собирает детей, усаживается с ними в машину, запертую в гараже, и включает зажигание. Единственный натуралистичный кадр картины, кадр, от которого немеешь, болевая точка: три прекрасных безжизненных лица.
У Лены так не получается, хотя ей, предавшей, еще больней. Чувство вины - главное в ее душе, и не только по отношению к мужу. Стыд - отсюда название фильма - столь силен, что может сравниться с мучительными страстями женщин Стриндберга... Она здесь чужая.
Но ей судьбой и сценаристом даровано искупление. Лена смывает даже не свой грех, а мужний, так отдавая ему свой долг.
Ради жены каплей бросил прежнюю любовь - Ирину (Виктория Артеменко). Пережив срыв, та оказалась в психушке. Нет, она вполне нормальна, только темноты боится, ей полярной ночи не пережить. Она ведь, наверняка, тоже нездешняя, из теплых краев, приехала за офицером, а он - не полюбил.
Лена спасает гибнущую душу, вытаскивает ее на волю, к себе. А когда в очередной раз гаснет свет - вырубает тумблер, тянет ее на улицу, прямо на мороз - под гуляющее по небу полярное сияние, которое и сама-то, кажется, видит впервые:
- Смотри, смотри! Светло!