Замечательный фильм. Глубокий, интересный, заставляет думать. Удивляет, может быть, поворот с трансплантацией, и без этого акцента дум достаточно.
Замечательный фильм. Глубокий, интересный, заставляет думать. Удивляет, может быть, поворот с трансплантацией, и без этого акцента дум достаточно. Приз зрительских симпатий. В целом, о фестивале-прекрасно придумано., хорошо бы узнать, какова обратная связь. Для меня это был фестиваль открытий:"Мой убийца", "Поездка к матери", из короткого метра-"Ближе, чем кажется", "Фейк"-на мой взгляд, достойны призов. Гран-при - Федорченко. И как здорово, что в нашем времени появилась Актриса Ермолова(Зойкина квартира Панкова-выше похвпл, напомнила белорусскую "Свадьбу" по Чехову.
Читать полностьюОчень печальное кино про взаимоотношения родителей и детей. Здесь есть немного от Достоевского - безысходность и грусть. Оставляет много вопросов, на которые каждый ищет ответы в самом себе.
Очень печальное кино про взаимоотношения родителей и детей. Здесь есть немного от Достоевского - безысходность и грусть. Оставляет много вопросов, на которые каждый ищет ответы в самом себе.
Зизанна из Польши
Поездка к матери - фильм, где голоса героев, свет и цвет - главные составляющие повествования, главные передающие детали, раскрывающие заложенный режиссером смысл. Иногда немного дерганный кадр, как будто это не камера, а кто-то живой. Это придает драматизма.
Поездка к матери - фильм, где голоса героев, свет и цвет - главные составляющие повествования, главные передающие детали, раскрывающие заложенный режиссером смысл. Иногда немного дерганный кадр, как будто это не камера, а кто-то живой. Это придает драматизма. Очень грустный фильм, но после него хочется позвонить родителям, начинаешь переосмысливать свои собственные высказывания и мысли, как-то по-другому относится ко времени. Конечно, фильм не только о смерти близких и переживаниях "естественного процесса" смерти, но, более о жизни и упущенных моментах: красивой природе, непринужденному общению и добрых словах без обид и претензий. Наверное в конце можно было бы написать: позвони маме. Чтобы не было слишком поздно...
Читать полностьюJakie filmy w ostatnich latach cieszą się największą popularnością? Odpowiedź jest prosta: fantasy, science fiction; historie, które nie mogłyby zdarzyć się w prawdziwym życiu.
Jakie filmy w ostatnich latach cieszą się największą popularnością? Odpowiedź jest prosta: fantasy, science fiction; historie, które nie mogłyby zdarzyć się w prawdziwym życiu. O wiele łatwiej jest dotknąć tematów, które tak naprawdę nie dotyczą żadnego z nas, które tworzymy w równoległych rzeczywistościach i nie odnosimy ich do siebie. Reżyser i scenarzysta dramatu „Поездка к матери” z roku 2014, Михаил Косырев-Нестеров, płynie pod prąd, podejmując trudny temat, z którym prędzej czy później musi zmierzyć się każdy z nas – śmierć bliskiej osoby.
Fabułę dramatu można opisać całkowicie prosto, jeśli spojrzy się na jej powierzchnię – młodzieniec, Rosjanin, jedzie na prowansalską prowincję, do domu swojej matki. Zupełnie niespodziewanie spada na niego niesamowity cios – matka przechodzi zawał i umiera. Sprowadza to do domu siostrę chłopaka, która do tej pory uczyła się w Paryżu. Razem zaczynają zmagać się ze śmiercią bliskiej osoby, co doprowadza do czegoś zdecydowanie więcej niż zwykłe pożegnanie…
Film jest niechronologiczny, wielowymiarowy, poszatkowany, a jednocześnie niesamowicie spójny. Porusza wiele tematów i pozostawia widzowi wybór, który jest dla niego najbardziej znaczący. Dla niektórych może to być życie rodzinne, które w przypadku naszych bohaterów tak naprawdę nie istnieje. Filmowa rodzina jest tylko trójką ludzi, którzy właściwie nic o sobie nie wiedzą, słuchają się, ale nie słyszą, zadają pytania, ale nie uzyskują odpowiedzi. Nie umieją się porozumieć – brat i siostra nie posługują się nawet tym samym językiem. Mówią na ten sam temat, ale wciąż nie mogą się dogadać. Filmowa rodzina nie żyje ze sobą, ale obok siebie, co zostało wspaniale przedstawione poprzez metaforę pozostawienia matki przez cały czas poza filmowym kadrem. Nie widzimy jej, tak samo jak nie widzi jej bohater – słyszymy jej głos, wiemy, że jest gdzieś obok, ale jej nie zauważamy.
Dla wielu bardziej wstrząsającym aspektem filmu może być z kolei przedstawienie śmierci i zmian, jakie wprowadza w życiu – oczywiście w życiu tych, którzy pozostają. Okazuje się, że braknie jednego człowieka i nagle wszystko się zmienia. Dla całego świata życie toczy się dalej, tak jak pokazują nam szybkie i urywane kadry filmu – ludzie wciąż przesiadują w kawiarniach i z uśmiechem popijają kawę, wciąż spieszą się na najbliższy pociąg. Ale dla tych, którzy doświadczają śmierci, czas się zatrzymuje i wszystko traci swój blask – krajobrazy Prowansji, pięknie sportretowane przez operatora Олегa Лукичевa, które zapierają dech w piersiach, kiedy widzimy je po raz pierwszy, gdy syn dopiero zmierza do matki, giną w ciemnościach, kiedy nagle matka choruje. Jak zmierzyć się ze śmiercią, która odbiera sens wszystkiemu, co znaliśmy i kochaliśmy? Jak zaakceptować śmierć, szczególnie taką, która przychodzi niespodziewanie? Nie tylko śmierć matki, ale i brata, który chwilowo był jedynym filarem naszego ulotnego życia?
Jakiegokolwiek elementu nie umieścimy w centrum uwagi, z pewnością można powiedzieć, że dramat Михаилa Косыревa-Нестеровa traktuje o emocjach. Widzimy je w przepięknie skadrowanych detalach – w załzawionych oczach syna pochylającego się nad umierającą matką, w wyrazie jego twarzy, gdy oczekuje na tę najgorszą z wiadomości… Słyszymy je w muzyce Рюити Сакамото i Максa Рихтерa, która jest naszym dźwięcznym towarzyszem w momentach szczęścia, a która opuszcza nas, gdy targają nami silniejsze emocje. Właśnie dzięki tej grze na naszych najgłębszych uczuciach film Михаилa Косыревa-Нестеровa to nie tylko podróż w głąb naszych bohaterów, ale też w głąb nas samych. Co znajdziemy w sobie, gdy zastanowimy się, jakie relacje panują między nami a naszymi bliskimi? Co myślelibyśmy po ich stracie? Ciężko nam znaleźć odpowiedzi. Reżyser nie podaje ich nam na tacy. Zmusza do myślenia, ale nie popycha w żadną stronę. To, co zrobimy, zależy tylko od nas…
Какие фильмы в последние годы пользуются наибольшей популярностью? Ответ прост: фэнтези, научная фантастика; истории, которые не могли бы произойти в реальной жизни. Гораздо легче коснуться темы, не касающейся ни одного из нас, которую мы создаем в параллельных реальностях и не относим к себе. Режиссер и сценарист драмы „Поездка к матери” 2014 года, Михаил Косырев-Нестеров, плывет по течению, поднимая сложную тему, с которой рано или поздно приходится сталкиваться каждому из нас, – смерть близкого человека.
Сюжет драмы можно описать совершенно просто, если смотреть на ее поверхностно: молодой человек, россиянин, едет в прованскую провинцию в дом своей матери. Неожиданно его ждет невероятный удар – мать переживает сердечный приступ и умирает. Это возвращает домой сестру героя, которая до сих пор училась в Париже. Вместе они начинают бороться со смертью близкого человека, что приводит к чему-то, безусловно, большему, чем просто прощание...
Фильм не хронологичный, многомерный, расчлененный, и, одновременно, невероятно связный. Движется много тем и оставляет зрителю выбор, который является для него наиболее значимым. Для некоторых это может быть семейная жизнь, которая в случае наших героев на самом деле не существует. Семья в фильме – только трое людей, которые на самом деле ничего о себе не знают, они слушают, но не слышат, задают вопросы, но не получают ответа. Не умеют общаться – брат и сестра не говорят даже на одном языке. Общаются на ту же тему, но до сих пор не могут договориться. Эта семья не живет вместе, только рядом друг с другом, что было великолепно представлено метафорой – оставить мать полностью за кадром. Мы ее не видим, так же, как не видит ее герой – слышим ее голос, знаем, что где-то рядом, но ее не замечаем.
Для многих более шокирующим аспектом фильма может быть очередное представление смерти и изменений, которые вносятся в жизнь – конечно, в жизни тех, кто остается. Оказывается, что у одного человека, и вдруг все меняется. Для всего мира жизнь идет своим чередом так, как показывают нам быстрые и рваные кадры фильма: люди все еще сидят в кафе и с улыбкой пьют кофе, все еще спешат на ближайший поезд. Но для тех, кто переживает смерть, время останавливается, и все теряет свой блеск – пейзажи Прованса, красиво переданные оператором Олегом Лукичевым, захватывают дух, когда мы видим их в первый раз, когда сын только идет к матери, и умирают в темноте, когда матери вдруг становится плохо. Как вести дела со смертью, которая забирает смысл всего, что мы знали и любили? Как принять смерть, особенно такую, которая приходит неожиданно? Не только смерть матери, но и брата, который временно был единственной опорой нашей стремительной жизни?
Какого-либо конкретного элемента не разместим в центре внимания, с уверенностью можно сказать, что драма Михаилa Косыревa-Нестеровa повествует об эмоциях. Мы видим их в прекрасно выделенных деталях – в заплаканных глазах сына, наклоняющегося над умирающей матерью, в выражении его лица, когда ожидает эту худшую из новостей... Слышим их в музыке Рюити Сакамото и Maкca Рихтерa, которая является нашим звучащим спутником в моменты счастья, и она покидает нас, когда терзают сильные эмоции. Именно благодаря этой игре на наших глубочайших чувствах фильм Михаилa Косыревa-Нестеровa – это не только путешествие в глубь наших героев, но и в глубь нас самих. Что найдем в себе, когда размышляем какие отношения царят между нами и нашими близкими? О чем думали бы мы после их смерти? Нам трудно найти ответы. Режиссер не дает их нам на блюдечке. Заставляет задуматься, но не толкает в какую-либо сторону. То, что мы сделаем, зависит только от нас...
Czasami nawet jeden dzień potrafi diametralnie zmienić życie człowieka. Żyjemy szybko, często zapominając o najbliższych, uciekamy od tego co trudne i bolesne dla nas. Niektóre filmy oglądamy dla odprężenia, a z kolei inne wywołują u nas niesamowite emocje.
Czasami nawet jeden dzień potrafi diametralnie zmienić życie człowieka. Żyjemy szybko, często zapominając o najbliższych, uciekamy od tego co trudne i bolesne dla nas. Niektóre filmy oglądamy dla odprężenia, a z kolei inne wywołują u nas niesamowite emocje. reżysera Mikhaila Kosyreva-Nesterova z 2014r. to film zmuszający do myślenia i refleksji.
Akcja filmu rozgrywa się we Francji, jest to opowieść o dwóch młodych osobach. Główny bohater – Maksim przyjeżdża z Rosji, aby odwiedzić swoją żyjąca we Francji matkę. W trakcie odwiedzin syna matka umiera. Wskutek tych wydarzeń siostra Maksima Marie-Louise przyjeżdża do rodzinnego domu, aby pochować matkę. Zarówno życie Marie jak i Maksima jest niepoukładane, obydwoje nie mają szczęścia w miłości. Dopiero to tragiczne wydarzenie zbliża ich do siebie, zaczynają szczerze rozmawiać. Film kończy się tragicznie, Maksim umiera i Marie-Louise musi po raz kolejny poradzić sobie ze śmiercią.
Niesamowicie interesujący jest sposób przedstawienia obrazu w tym filmie. Widz w ogóle nie widzi postaci matki, jej rozmowy z synem są przedstawione jej oczyma, oglądający słyszy jedynie jej odległy głos. W kolejnych scenach kamera jest umiejscowiona w taki sposób, aby widz czuł się tak jakby brał udział w życiu bohaterów, gdyż perspektywa jest przedstawiona z punktu widzenia osoby trzeciej. Pojawia się również wiele ujęć z lotu ptaka, które ukazują przepiękne krajobrazy – skały, morze. Taka perspektywa ukazuje jak niewielki jest człowiek w porównaniu do matki natury. Kolejną rzeczą przykuwającą uwagę widza to sposób doboru barw. Gdy mężczyzna przyjeżdża do matki ukazane są słoneczne poranki, ujęcia pełne ciepłych barw, natomiast po jej śmierci barwy są ciemne, wywołują smutek. Sposób przedstawienia obrazu i perspektywy ma ogromny wpływ na emocje, które pojawiają się u widza. Ukazuje to uczucia bohaterów i pozwala wczuć się w ich położenie. Muzyka to kolejny element świetnie oddający emocje panujące w danej chwili. Są to dźwięki nieskomplikowane, pojawiające się jedynie w niektórych momentach.
Uważam, że zakończenie filmu jest zaskakujące. Tak naprawdę nie wiemy co się stało z głównym bohaterem, dlaczego doznał tak poważnych obrażeń, nie wiemy również co sprawiło, że dzieci odsunęły się od swojej matki. Z jednej strony sądzę, że właśnie przez to ten film jest wyjątkowy i skłania do refleksji, ale z drugiej strony uważam, że zakończenie mogłoby być nieco inne, mogłoby więcej wytłumaczyć widzowi.
to film przejmujący. Uważam, że jest to film nie tylko o śmierci, o odejściu drugiego człowieka i o trudnych relacjach, ale również o całej drodze jaką musimy przejść w swoim życiu. W filmie wielokrotnie ukazane są ujęcia krętej drogi, Moim zdaniem jest to metafora, przez którą przedstawione jest nasze życie. Życie każdego z nas jest pełne zakrętów, trudnych wyborów i często złych decyzji. To od nas zależy w którą stronę pójdziemy i jak przeżyjemy to życie, a przecież każdy z nas ma je tylko jedno.
Иногда даже один день может кардинально изменить жизнь человека. Мы живем в спешке, часто забывая о близких, убегаем от того, что для нас трудно и болезненно. Некоторые фильмы мы смотрим для отдыха, а другие, в свою очередь, вызывают у нас невероятные эмоции. Фильм режиссера Михаила Косырева-Нестерова побуждает нас думать и размышлять.
Действие фильма происходит во Франции, и это история о двух молодых людях. Главный герой – Максим – приезжает из России, чтобы навестить свою мать, живущую во Франции. Во время пребывания сына мать умирает. В результате этих событий сестра Максима Мари-Луиза приезжает в родной дом, чтобы похоронить мать. Жизнь Мари, как и Максима, неустроенна - им обоим не везет в любви. Только это трагическое событие приближает их друг к другу, они начинают искренне общаться. Фильм заканчивается трагически: Максим умирает, а Мари-Луиза должна в очередной раз справиться со смертью.
Невероятно интересен способ передачи изображения в этом фильме. Зритель вообще не видит матери – общение с сыном показано ее глазами – зритель слышит только ее отдаленный голос. В последующих сценах камера расположена таким образом, чтобы зритель чувствовал себя так, будто принимает участие в жизни героев, перспектива представлена с точки зрения третьего лица. Есть кадры снятые с высоты птичьего полета, которые показывают потрясающие пейзажи – скалы, море. Такая перспектива раскрывает, как мал человек по сравнению с матерью-природой. Еще одна деталь, чтобы привлечь внимание зрителя – это способ подбора цветов. Когда герой приезжает к матери, наблюдаешь солнечную погоду, кадры полны теплых оттенков, а после ее смерти – цвета темные, вызывающие печаль. Способ представления изображения и перспективы имеют огромное влияние на эмоции, которые возникают у зрителя. Это показывает чувства героев и позволяет прочувствовать в каком положении они находятся. Музыка – это еще один элемент, прекрасно передающий эмоции, которые преобладают в данный момент. Это незамысловатые звуки, появляющиеся только в некоторых моментах.
Я считаю, что конец фильма - неожиданный. В действительности, мы не знаем, что случилось с главным героем, почему он получил столь серьезные травмы, не знаем также, что произошло, что дети так отдалились от своей матери. С одной стороны, я думаю, что именно это делает фильм исключительным и заставляет нас задуматься, но с другой стороны, считаю, что конец мог бы быть немного другим – более разъясняющим зрителю.
Фильм пронзительный. Считаю, что это фильм не только о смерти, об уходе другого человека и о сложных отношениях, но и о собственном пути, который мы должны пройти в своей жизни. В фильме неоднократно показаны сцены извилистой дороги. На мой взгляд – это метафора, которая представляет нашу жизнь. Жизнь каждого из нас полна поворотов, трудных выборов и часто неправильных решений. Это от нас зависит, в какую сторону пойдем и как проживем нашу жизнь, а ведь каждый из нас имеет ее только одну.