«Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей…»
О. Э. Мандельштам
Кем же все-таки были эти люди: Марк Шагал и Казимир Малевич?
Свой ответ на этот вопрос нашел режиссер Александра Митта, пусть некоторые события в картине и отходят от исторических реалий.
«Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей…»
О.Э. Мандельштам
Кем же все-таки были эти люди: Марк Шагал и Казимир Малевич?
Свой ответ на этот вопрос нашел режиссер Александра Митта, пусть некоторые события в картине и отходят от исторических реалий. Нашел, но не показал полностью: оставим это зрителям. Но ведь это и не биография, не документальный фильм – с точки зрения пространственно-временной – это как снятый на камеру взрыв сверхновой – это как столкновение двух планет, таких прекрасных и непохожих друг на друга.
И не случайно, наверное, именно «Шагал-Малевич», а не наоборот: именно Шагал берет зрителя за руку и водит за собой на протяжении всего фильма. И будто ненадолго останавливается, чтобы познакомить нас со своим добрым знакомым Малевичем.
Как встречает Шагала мир? Человеческой бедой. Страхом. Он рождается среди криков людей, зовущих на помощь, среди треска обгоревших деревьев, огня и дыма. И все это для Шагала – «нестерпимая красота», которая будет переполнять его и вдохновлять. Удивительная черта характера Шагала у Александра Митты – наивная, всепрощающая простота, граничащая с глупостью. Он словно не от мира сего, мечтатель, который хочет созидать и помочь каждому взлететь в небо вместе с ним. Благодаря образу Наума (Семен Шкаликов), ставится логическое ударение на противоречие между бесконечным шагаловским внутренним миром и тем сдавленным, противоестественным миром, в котором он вынужден жить и творить.
«Для того, чтобы один мог летать, другой должен крепко стоять на земле». Эти слова скажет Белла одной из учениц Шагала. Перед нами классический образ сильной женщины, трезво смотрящей на мир, оберегающей мужа от бытовых проблем, от разочарований.
Мечты Шагала воплощаются в прекрасном звуковом сопровождении, игре визуальных метафор, перед нами возникают ожившие полотна, герои фильма летят по небу, улыбаются и смотрят друг на друга. Мы погружаемся в эту странную атмосферу, пугающей своей образностью.
Малевич – Государство
В фильме особо прослеживается линия борьбы Малевича с государством. Его манифесты ученикам – неписаный закон, стоящий выше остального. Секта? Возможно. Однако стоит заметить замечательную игру актера, исполнившего роль Казимира Малевича. Сила духа, уверенность в своих идеях и желание передать знание товарищу-ученику – все это в глазах актера Анатолия Белого.
Фильм построен на ощущениях, здесь важно не столько качество, сколько невероятная атмосфера, визуальные эффекты, игра метафор, цвета и музыка.
Все эти незамысловатые переплетения нарастают к концу картины. Перед нами фантазия. И мы,зрители, приглашены фантазировать вместе с героями, вместе с режиссером, мы тоже летаем там, на небе. И гротеск, безусловно присутствующий в картине, вместе с особым юмором вовсе не отталкивает, не шокирует.
Какова борьба Шагала? Его выстрел - мазок на полотне. Его крик - улыбка. И как это непохоже на Малевича, вместе с его громкой,твердой, размеренной речью, резкими геометрическими формами,кричащих о революции...
А город Витебск - "наш Париж"- как сказочный город, где такие чудаки как Шагал пытаются построить свои Эйфелевы башни...
Хочется особо обратить внимание на финальную сцену фильма. В конце концов Шагал находит свой истинный дом: небо,бесконечное пространство, в котором всегда есть место для всех. Два гения поделили между собой мир: Земля (космос) и Небо.И разве есть здесь четкая граница?
Читать полностью