«Класс коррекции». Работа над ошибками
Героиня становится свидетельницей несчастного случая на железной дороге: почти на ее глазах неизвестный погибает под колесами поезда.
«Класс коррекции». Работа над ошибками
Героиня становится свидетельницей несчастного случая на железной дороге: почти на ее глазах неизвестный погибает под колесами поезда. Попадая вскоре вслед за этим в новое общество, она переживает любовь, охлаждение избранника, общество отвергает ее из-за недозволенной любви, она ложится под поезд. Нет, это не то, что вы подумали, а фильм Ивана И. Твердовского «Класс коррекции», и героиня не погибает под колесами поезда.
Элементы сюжета «Анны Карениной» в этом фильме травестированы и перетасованы, и имеют совершенно другой смысл, чем в романе Толстого. Главная героиня – не светская дама, а девочка-инвалид Лена Чехова (ее фамилия подтверждает ассоциации с классической русской литературой), которая передвигается в коляске, отправляется в школу – впервые после многих лет домашнего образования, в специальный класс для «особых детей».
Действие фильма происходит в маленьком городке с беспросветной будничной жизнью: городской пейзаж состоит из малоэтажных домов посреди грязного пустыря, гаражей и пыльных кустов, отдаленно напоминая Зону в «Сталкере». Центром социальной жизни для не интересных никому детей здесь является железная дорога. Вокруг нее и разворачиваются главные события фильма – от гибели мальчика, предваряющей основное действие, до сцены насилия в конце. Главное развлечение героев – лечь между рельсами под проходящий поезд, который проносится над головой. Каждый в такие моменты видит свое, и каждый, как и в «Сталкере», загадывает желание, и надеется на личное чудо. Так, собственно, под поездом оказывается и главная героиня – и маленькое чудо совершается: после испытанного потрясения ей удается пройти несколько шагов. Но почти сразу она возвращается в привычную реальность, к жизни инвалида-колясочника в классе коррекции.
Жестокая повседневность школьной жизни, снятой как бы любительской камерой, напоминает «Школу» Валерии Гай Германики, но круг проблем и решение их в «Классе коррекции» другие. Это фильм об «особых» детях, их проблемах, их отношениях друг с другом и с окружающим миром. Но главное, эти дети являются не только объектом изображения, но и субъектом, точку зрения которого нам показывают. С первых же кадров мы видим маленький город, обшарпанную школу, нависающую толпу детей будто бы глазами человека в инвалидной коляске – именно на такой высоте находится камера.
Нельзя сказать, что окружающие относятся к инвалидам так уж чудовищно: они вполне готовы по-своему жалеть их и подавать милостыню или выделять лишнюю порцию каши, но возмущены, когда те пытаются нарушить границы, установленные для них этим обществом и преодолеть жесткую компартментализацию – например, претендуют на обучение в обычном классе. Выясняется, что интеграция особых детей создает массу проблем для окружающих и администрации – следы от коляски на полу, необходимость строить пандусы (их в конце концов устанавливают для отчетности, но пользоваться ими невозможно, поскольку они не достают до земли). Иногда такая неприспособленность инфраструктуры к нестандартным потребностям иронически оказывается даже полезной для героев – их не арестовывает полиция, поскольку в служебную машину инвалидная коляска не влезает – но положение их от этого не становится легче. И уж совсем немыслимой кажется окружающим идея любви между девочкой-колясочницей и почти обыкновенным мальчиком, чей недуг – эпилепсия – до очень позднего момента в фильме неочевиден.
Принадлежность к меньшинству, на которое общество в лучшем случае смотрит с жалостью, а по большей части с раздражением, вовсе не объединяет этих детей – в отличие от, например, героев «Дома в котором» Мариам Петросян, которые верны своей «стае». Здесь дети из класса коррекции проводят время вместе, могут даже объединиться против внешних недругов, но при этом предают друг друга. Фильм показывает правила, по которым строятся отношения в этом замкнутом сообществе, и его иерархичность. Любовь к девочке, которая не может ходить, объявляется нарушением нормы, и возмущение таким «извращением» неумело маскирует ревность и зависть Лениных одноклассников. Фильм не идеализирует детей-инвалидов, но дает представление о сложной внутренней жизни таких детей. В одной из самых страшных сцен – когда одноклассник из ревности громит и сжигает машину инвалидную коляску – есть и странная красота, - как будто он исполняет танец в свете фонарей, и мучительно жалко не только хозяйку коляски, но и самого озлобленного мальчика.
Весь фильм ученики класса коррекции ждут комиссии, которая должна определить их судьбу – будут ли они переведены в обычный класс. На самом же деле в течение всего фильма эти дети испытываются смертью и любовью – и ни одного из испытаний не проходят с честью. Когда выясняется, что погибший на переезде мальчик был одним из них, они реагируют равнодушно-оживленно: «Беспалов сдох», и устраивают ему издевательские поминки, к ужасу Лены. Справляться с любовью и ревностью они тоже не умеют – и эти чувства выливаются в предательство и насилие. В этом они, правда, мало отличаются от обычных подростков – не случайно, кстати, что именно эти дети успешно проходят комиссию и допущены к общему обучению.
В фильме есть свои слабости – не всегда ясные психологические мотивировки слов и поступков героев, не до конца прописанные диалоги. Например, в сцене веселых поминок в столовой, потрясенная Лена восклицает, что «так нельзя», а потом вдруг начинает объяснять, что сейчас всем надо думать о комиссии. И совсем необъяснимо внезапное предательство Антона в конце. Но, несмотря на все это, «Класс коррекции» работает.
В конце фильма, когда положение Лены становится совсем невыносимым, происходит чудо, опять же как и в «Сталкере». Действие мерцает на грани реального и мистического: мы второй раз, как и в сцене с поездом, видим, как Лена идет сама. Автор фильма, пренебрегая ограничениями безысходной реальности, дает ей то, в чем отказали окружающие и медицинская комиссия, – нормальную жизнь обычного человека. Или, по крайней мере, надежду на это.
Читать полностью