Бабий бунт
Приятно осознавать, посмотрев дебютный полный метр Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут?», что успех «женской волны» в современном отечественном кино последних лет не просто случайность, а вполне себе закономерность.
Бабий бунт
Приятно осознавать, посмотрев дебютный полный метр Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут?», что успех «женской волны» в современном отечественном кино последних лет не просто случайность, а вполне себе закономерность. Казалось бы, Валерия Гай Германика была только яркой вспышкой на тускловатом небосклоне российского авторского кино, что ее интерес к «девчачьим» подростковым проблемам, первым влюбленностям и прочим сложностям взросления в современном обществе, так и останется раз и навсегда ее вотчиной, которая вслед за Канном-2008 принесет ей еще пару-тройку статуэток. Но внезапно в течение последних года-двух последовала целая череда ярких кинолент от молодых женщин-режиссеров: «Еще один год» Оксаны Бычковой, «Комбинат Надежда» Натальи Мещаниновой (кстати, для обеих лент сценарий писала Любовь Мульменко – автор скринплэя «Как меня зовут»), «Звезда» Анны Меликян. И все эти крайне простые по форме, относительно малобюджетные картины действительно яркие, полные авторского взгляда на обыкновенные, в общем-то, социальные проблемы, на превратности судьбы и, конечно же, переосмысление персонажами собственного жизненного пути. Казалось бы, классическая драматургия, отсутствие каких-либо уникальных художественных средств. Все предельно просто и честно, никакого философского пафоса. Но с той самой женской чувственностью и интуицией. Похоже, именно благодаря этой совокупности факторов названные фильмы и не оставляют равнодушными.
Вот и картина «Как меня зовут?» повествует об авантюрной поездке молоденьких москвичек Оли (Марина Васильева) и Саши (Александра Бортич) в Алупку для знакомства с отцом Оли (Константин Лавроненко), проживающим там по-хемингуэйевски в «хижине у моря». Страх от знакомства с мужиковатым неотесанным папашей заставляет героинь поменяться именами, естественно, со всеми вытекающим отсюда последствиями.
Пожалуй, в фильме не стоит искать высоколобых обобщений на тему постперестроечной безотцовщины или размышлений об общеполагающем конфликте «отцов и детей». Это просто-напросто живое, наполненное безудержной юношеской энергетикой кино о проблемах коммуникации, детской недолюбленности и цене каждого сделанного в жизни шага, да еще и в декорациях запущенного, но, как ни крути, живописного летнего Крыма. Безусловно, нельзя не отметить и бесхитростную, оттого и безошибочно верную игру актеров как младшего поколения – оторва Бортич и флегматик Васильева, так и старшего – угловатый папаша Лавроненко. Кстати говоря, а у Константина чутье на дебюты, правда? Роль отца-деспота в триумфальном «Возвращении» - дебюте Андрея Звягинцева, и вот снова дебют, снова неоднозначный родитель подростков, снова фестивальный успех.
Но, представляется, «Как меня зовут» правильней сравнивать не только с заезженным «Возвращением», а еще и с «Мамочкой» Ксавье Долана, присутствовавшей в лонг-листе премии «Оскар-2015» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» от Канады, кстати, наряду с «Левиафаном» того же Звягинцева. Сюжет пестрит схожими проблемами: недопонимание между родными людьми, подростковые страхи, бесконечные взаимные обиды, да еще помноженные на юношеский максимализм. Хотя, конечно, лента Долана при всей лаконичности будет покрепче и изобразительного новаторства там в разы больше (чего стоят, только кадры 1:1 в стиле Instagram), но, в конце концов, ведь новая «женская волна» в отечественном кино только набирает ход. «Бабий бунт» только начинается, то ли еще будет?
Читать полностью