Тяжела и неказиста жизнь российского артиста
Кинохит «О чем говорят мужчины» породил тренд в отечественном кино – фильмы формата «четверо куда-то едут и много разговаривают» пошли один за другим.
Тяжела и неказиста жизнь российского артиста
Кинохит «О чем говорят мужчины» породил тренд в отечественном кино – фильмы формата «четверо куда-то едут и много разговаривают» пошли один за другим. Было и удачное от квартета «И», и достаточно скверный «О чем молчат девушки», и совсем уж чудовищный «Чего хотят мужчины». К сожалению, лучший фильм этой линейки остался почти незамеченным и прошел ниже многих радаров. Имя ему – «Упражнения в прекрасном».
Фабула фильма Виктора Шамирова проста и незатейлива. Трое немолодых столичных актеров и студентка театрального вуза садятся на поезд и отправляются по городам и весям играть спектакль. Типажи абсолютно узнаваемые. Один из актеров, Женя – в эпическом исполнении Гоши Куценко в парике – успешнее других, своего рода «звезда», на его счету – несколько фильмов категории «Б» и роли в сериалах, а за образом успешного актера скрывается человек слабый и несчастный, готовый сорваться с места в карьер – то бишь, в запой. Другого зовут Алик, сыграл сам режиссер фильма, у него напыщенная речь и дикая прическа, он напрочь оторван от жизни и экзальтирован своей профессией, но в свои 40 живет с мамой и котом. Имя Третьего – Василий, и за его роль этого крепко стоящего на ногах балагура-выпивохи Константин Юшкевич получил приз как лучший актер на Кинотваре-2011. Алиса в исполнении дебютантки Ксении Радченко – это юная трепетная душа, она полна идеалов по поводу актерского ремесла, и поездку с мэтрами воспринимает как вызов. Такой компанией они погружаются в изнуряющую гастрольную жизнь.
В программе – провальные спектакли, успешные спектакли, долгие переезды, ночные откровения, шумные банкеты, пьяные выходки, страшные похмелья, конфликты и душевные страдания актеров. А фоном для всего этого выступает широко и поразительно честно прописанный провинциальный русский ад: тоскливые пейзажи, обшарпанные гостиницы, местечковые криминальные авторитеты…
Есть теория о четырех «нарративных категориях»: комическом, романтическом, трагическом и ироническом. Фильм, четко структурированный и разделенный на несколько глав, проходит через все эти стадии. Начинающаяся как достаточно смешная комедия, затем появляются черты романтизма, из него постепенно вырастает трагедия, которая в итоге абсурдно срывается в фарс, возвращая нас к первой стадии.
Несмотря на обилие гэгов, фильм трудно назвать по-настоящему веселым – это куда больше, чем комедия, и даже больше, чем экранизация поговорки «тяжела и неказиста жизнь российского артиста». Апогеем фильма становится гневная тирада Алика о том, что большое кино в России становится все менее и менее нужным, и скоро здесь будут максимум два патриотических фильма в год, снятые на государственные деньги. Такие безрадостные прогнозы ставит русскому кино режиссер Виктор Шампиров, маскируя свое высказывание под образ комедии а-ля «О чем говорят мужчины». Фильм вышел в 2011-м году, и, судя по состоянию русского кино в 2014-м, прогнозы имеют все шансы сбыться.
Читать полностью