Дневник онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@»: отражение в Челябинском театре драмы День седьмой и восьмой: ТЕАТРАЛЬНЫЙ АНТРАКТ (вне конкурса) 13 апреля '14 г. исторический мюзикл Екатерина Великая» Свердловской музкомедии и 14 апреля '14 г.
Дневник онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@»: отражение в Челябинском театре драмы
День седьмой и восьмой: ТЕАТРАЛЬНЫЙ АНТРАКТ (вне конкурса)
13 апреля '14 г. исторический мюзикл Екатерина Великая» Свердловской музкомедии
и 14 апреля '14 г. мюзикл «Норд-Ост» по мотивам романа Вениамина Каверина "Два капитана".
Как и на самом фестивале, у нас, на третьей сцене Челябинского театра драмы также случился театральный антракт. Признаемся, мы немного переживали, насколько смотрибельными покажутся нашим зрителям записи указанных спектаклей. Все-таки фильм – это одно, «живой» спектакль, тем более мюзикл – это другое, а видео-версия спектакля – это третье. И в условиях небольшого зала, плазменной панели и середины выходного дня или понедельника – насколько это будет интересно простому зрителю?!
Однако, количество зрителей ближе к выходным дням стабильно увеличивалось, и на сам «театральный антракт» приходили более десяти «случайных» зрителей, разумеется, плюс несколько актеров и сотрудников театра.
Опасаясь того, что онлайн-трансляция спектаклей может прекратиться (в 15:00 по московскому времени), мы решили смотреть их без антракта. По крайней мере, сначала просто хотели попробовать. Но и «Екатерина Великая» прошла на одном дыхании, и сегодняшний «Норд-Ост», не смотря на почти три часа, также не вызвал (практически не вызвал) нареканий по поводу своей продолжительности. Так что режим нон-стоп – это оказалось вполне по силам.
Главным итогом обоих показов стало то, что у всех зрителей возникло желание посмотреть эти действа вживую. И если до Екатеринбурга от Челябинска недалеко, да и гипотетическая возможность гастролей Музкомедии в нашем городе присутствует, то вот по поводу «Норд-Оста» мы только надеемся на то, что заявленное перед началом показа желание восстановить спектакль может быть реализовано.
Что касается оценок, то если вчера «Екатерина» получила коллективные десять балов, то сегодня звучали оценки и в «сто звезд». «Норд-Ост» без всяких сомнений покорил челябинского онлайн-кинофестивального зрителя и это хорошо; даже замечательно!
При очевидной демократичности и кажущейся простоте мюзиклу подвластны такие смысловые тонкости и психологические глубины, которые не "поднять" в одиночку ни одному из существующих музыкально-сценических жанров. Ни-од-но-му !!! Режьте меня на куски, но это моё твёрдое убеждение.
При очевидной демократичности и кажущейся простоте мюзиклу подвластны такие смысловые тонкости и психологические глубины, которые не "поднять" в одиночку ни одному из существующих музыкально-сценических жанров. Ни-од-но-му !!! Режьте меня на куски, но это моё твёрдое убеждение. А теперь – о «Екатерине Великой» Свердловского театра музыкальной комедии.
Признаюсь, что смотреть этот спектакль как-то не очень хотелось. Во-первых, он во внеконкурсном показе. А программа фестиваля насыщена до предела. Времени на всё не хватает. Не то, что написать отзыв, а даже просто посмотреть. А во-вторых, после того, что я увидела в конце прошлого года вживую, - после восторгов от мюзикла «Граф Орлов» на сцене Московского Театра Оперетты… Да чтобы повторилось такое волнение? такое «попадание» в авантюрную, жестокую и неотразимо женственную эпоху, в галантный 18 век …!? - Не-а! вряд ли.…
Всё же решила посмотреть, самую чуточку. В результате посмотрела дважды – от начала и до конца,
"Власть, которая, как и всё в жизни, имеет свою цену" – слова из финальной сцены спектакля. Они вполне могут быть слоганом действа, посвящённого легендарной российской императрице. Сюжетная линия строится на чередовании внешне не связанных друг с другом эпизодов из жизни Екатерины Великой. Впрочем, связность образуется благодаря последовательно восходящей хронологии: с момента приезда юной принцессы Анхаль-Цербстской в незнакомую, заснеженную страну. Каждый эпизод представляет собою какой-то из важных моментов в жизни Екатерины, а значит, и в судьбах России 18 века. Спектакль не однажды настаивает на том, что любой шаг личной, интимной жизни этой женщины, так или иначе, эхом отзывался на судьбах российского государства.
Мюзикл так же, как и любое музыкально-драматическое действо с историческими персонами не претендует на строгую историческую достоверность. Вот и здесь: в цепочке событий прочитываются и собственные (опубликованные) воспоминания Екатерины Великой, и хрестоматийно известные исторические факты, и всевозможные мифы, окружившие её имя и эпоху её правления, вплоть до т.н. "исторического анекдота". И каждому из звеньев этой цепочки придан определённый музыкальный колорит. Например, императрица Елизавета: колорит частью оперный, частью опереточный, в зависимости от очередной ситуации - драматичной или комической. В эпизоде знакомства будущих супругов - принцессы Анхаль-Цербской и Великого Князя Петра Фёдоровича - заиграют краски "зингшпиля", Мы услышим церковные песнопения, отголоски русских плясовых, здесь и там возникнут чёткие рельефы европейского зонга, нарисуются традиции лирической баллады, проплывут плавные линии русского романса, а где-то даже напомнит о себе песенный стиль российской городской окраины, как это происходи в сценке бражников с песенкой что-то типа знаменитых "Кирпичиков".
Различные фазы из жизни венценосной героини. Они предстают в изумительном исполнении Марии Виненковой. Ни её пение, ни актёрская игра ни на йоту не уступают друг другу. Удивительная цельность! - когда всякий переход от разговорной речи к пению и наоборот - даже не переход, а необычайно пластичное, без «швов» перетекание. Признаюсь, на меня её Екатерина произвела сильнейшее впечатление. Перед нами человек, чей облик меняется на глазах - чёрточка за чёрточкой. Постепенно и неуклонно От юной, восторженной, послушной девчушки - к обольстительной и несчастливой, мечтающей о любви молодой женщине, и далее - сквозь отчаяние, надежды ,искушения, жестокость, растущие амбиции - к высотам императорской власти.
В моменты особенно трудные молодой Екатерине является….она сама, какой она станет много лет спустя, в её зрелые годы. Мистическую встречу двух Екатерин будет сопровождать суровый хорал, в котором - вот она, впечатляющая и не на ветер брошенная игра жанров и смыслов - объединились приметы православных и католических песнопений. Есть в спектакле и суровый сквозной образ: сакральный холод Зимнего Дворца. Холод, который, почувствует Великий князь Пётр Фёдорович во время своего обручения с принцессой Анахальт Цербской, - задолго до того, как его убьют верные Екатерине гвардейцы. Почувствуют холод и другие обитатели Зимнего Дворца (он же символ крепостнической России): «Кто мы такие бог разберёт, сильные мы, слабые мы – дети судьбы, дети зимы».
Мозаичная драматургия : Екатерина и царедворцы, Екатерина и Елизавета, Екатерина и народ, Екатерина и её фавориты, пропетые и проговореннные порою в нескольких фразах, исторические факты, среди которых знаменитые указы, проекты реформы , бунт Емельяна Пугачёва. А неотразимый, ярчайший гротесковый эпизод с «потёмкинской деревней»! Если ещё вспомнить рельефные хоровые, сольные, ансамблевые, разговорные «вкрапления», поднимающие вечно живые, вечно трепещущие темы России всех эпох, включая наше с вами время : казнокрадство, пьянство, холуйство, кумовство и проч. Удивительно сколько всего уместилось в не такой уж большой хронометраж: 2 с половиной часа.
Самое настоящее панно, сложенное из мозаики характеров, событий, судеб, интриг и т.д . С пением, танцами, плясами, В его музыкальных красках нашлось место для всевозможных певческих стилей и манер: оперное пение, народное пение, джазовый вокал, рэп, российский фолк-рок
.
На мой взгляд и на мой слух спектакль "Екатерина Великая" достойнейшим образом подтверждает огромные возможности синтетического жанра по имени «мюзикл». Что помешало мне поставить увиденному самый высокий балл (9 а не 10) ? Ну, во-первых некоторые исполнительские, в частности, певческие недотянутости, особенно в женских партиях. Не буду акцентировать на них внимание, они и так слышны невооружённым ухом. Эклектика – необходимое условие мюзикла. Но в каких-то местах смутила чрезмерная эклектичность, - слишком тесное и, как показалось, слишком пёстрое соседство исполнительских стилистик. Определённое замешательство вызвали пропетые Екатериной (которая зрелого возраста) самые последние, заключительные слова. - «Пожалуйста, запомните меня».
Что-то не совсем понятно: это что – просьба, мольба или императив? Чего это она самолично выпрашивает для себя историческое бессмертие у своих потомков? Не царское это дело. Впрочем, спектакль настолько понравился, что ничего не помешало мне с удовольствием посмотреть его ещё раз и даже пожалеть, что поставила 9, а не 10. Но что сделано, того уж не изменить.
Спасибо огромное всем актёрам, танцорам, художникам , всем создателям замечательного спектакля. Фамилии не перечисляю. Все они есть на фестивальном релизе, к которому я с радостью присоединяюсь.
Ах. . .
Ах... Екатерина Вторая, очень сильная и значимая личность в истории нашей страны.
В спектакле Екатерина предстаёт в первую очередь как истинная женщина, а уж потом она - императрица.
В постановке сплелись вехи истории нашей страны с непростой судьбой молоденькой девушки, которая стала главным человеком в государстве, и это потрясающе.
Спасибо фестивалю за возможность посмотреть один из любимейших мюзиклов Свердловской музкомедии.
Я очень люблю нашу "Музкомедию". Но "Екатерину" не видела. Мне казалось, что это должно быть что-то имперское, помпезное, монументальное, золотомасочно-патриотичное и очень длинное.
Я очень люблю нашу "Музкомедию". Но "Екатерину" не видела. Мне казалось, что это должно быть что-то имперское, помпезное, монументальное, золотомасочно-патриотичное и очень длинное. Но благодаря конкурсу "Дубль дв@" получила возможность попробовать спектакль прямо дома, увидеть мимику актеров и картинку в разных планах. Надо брать! - и мы с мужем сели смотреть. Зацепило сразу.
Мария Виненкова - это волшебница, любим ее давно и крепко. У нее в глазах плещется такая буря эмоций, я не понимаю, как она умудряется играть так, что слышишь мысли героини. Она на глазах без грима взрослеет и стареет. Ей веришь, когда она 15-летняя девчонка, и когда она юная женщина, и молодая мать, и и когда ей к тридцати, и кажется, что уже и овал лица поплыл, и руки как будто другие, возрастные... Как она это делает?
И эмоции какие-то не условные, неопереточные, многпластовые. Сперва думаешь - а чего это красавец Орлов такой пухленький? А потом понимаешь: а так правдивее. Мог он быть таким, чуть полноватым, чуть грузноватым, но искренне влюбленным в обиженную девочку-принцессу... А может и не вполне искренне, а может и хотелось ему "целовать императрицу", и она это тоже могла понимать - но все равно это была самая большая искренность и переданность в ее окружении. Немножко любви, немножко расчета... Пусть так.
Хорошо, что не красавец Ладейщиков, по-мироновски уверенный в себе во всех ролях, в этой версии играет Орлова. Пусть он будет просто мужчиной, земным, непринцевским.
Его брата Алехана играл еще один мой любимец - Толстов. Не знаю, обидно парню или нет постоянно играть роли второго плана - но он в них органичен и прекрасен. Всегда иду на это имя.
Музыка и текст - сильнейшие. Текст - это полноценный стихи, автор не экономил силы, писал всерьез. Я в некоторых местах подпрыгивала - как сказано! Как сформулировало! Как буквы подобраны, как слова сплетены! Надо буклеты с текстом песен продавать на спектакле, товарищи, надо иметь возможность прочитать неуслышанное, как стихи.
А музыку - не распробовала. Что хороша безмерно - поняла, а спеть не могу. Надо искать в сети, слушать, на несколько раз слушать, а потом идти на спектакль.
Сюжет... Мне интересно про жизнь души, я ищу это во всех спектаклях. И я резко потеряла интерес, когда дело пошло о реформах и политике. Это мужской мир, это то, что сделало Екатерину Великой... Но мне хочется историю, как она любила и теряла, как она рожала детей от любимого, как она была счастлива... Музкомедия, сделать спектакль о счастье - вот достойная тебя задача! (Ставлю скобки, вспоминая Алые паруса, Силиконовую дуру - подробные истории проблем-проблем со смазанным лаконичным финалом). Я в деталях знаю историю принцессы Фике, я вижу и прощаю верхушечность, попрыгушистость изложения - жанр диктует, таковы правила игры. Но если бы я могла, я бы сделала короче про Большой мир и дала бы больше места Малому, частному, женскому, виненковскому - этим бровям, глазам, губам, волосам, пластике, игре света и тканей, в этом всем талантливом великолепии нашла бы место между ариями и сценографией, чтобы Мария чуть вздохнула... поговорила... задержалась на секунду, проваливая динамику, экшн, порвала бы сюжетные связки между чудесными ариями, и встретилась со мной глазами, душами... Хотя это будет уже не театр, с его густым макияжем, адресованным зрителю в дальнем ряду. Это уже кино, другой жанр...
P.S. Еще раз спасибо за театральный блок в фестивале. Это можешь стать вашим УТП - уникальные (в отличие от скачиваемого кино) возможности для зрителей. Уже много лет мечтаю увидеть еще раз "Сирано де Бержерака" райкинского, сатириконовского - есть ли он вообще в записи? А вот запись моего любимого спектакля Музкомедии "Конец света" у меня есть, хоть и в беспомощно-провинциальной видеоверсии от СГТРК. Кстати, "У ковчега в восемь" нашего ТЮЗа - вот еще кандидат вам в следующие фестивали...