Что можно сказать про «Частное пионерское?» Посмотрела несколько дней назад, и всё никак у меня не получалось сказать хоть что-то. Слова не приходили. Всё понимаю, всё чувствую, а сказать не могу.
Что можно сказать про «Частное пионерское?» Посмотрела несколько дней назад, и всё никак у меня не получалось сказать хоть что-то. Слова не приходили. Всё понимаю, всё чувствую, а сказать не могу. Совсем как та Савва, из-за которой разгорелся весь сыр-бор.
Существует кино, от которого, на мой взгляд, нужно всячески оберегать детей. Вообще-то и взрослых тоже. К таковому я отношу «Белый Бим Чёрное Ухо». Считаю эту киноленту пре-сту-пле-ни-ем, хотя в своё время кто только не твердил про её человечность. Я хоть и люблю собак больше, чем человечество, но безумно, отчаянно, горячо жалею всех людей, у кого реакция на фильм про Белого Бима была подобна моей реакции. А что творилось с моей дочкой! Думали, «Скорую помощь» придётся ребёнку вызывать. Мы же тогда не знали, когда усаживались перед телевизором, что нас ожидало.
Отчего много лет спустя упоминаю тот фильм сейчас и здесь? Разумеется, оттого, что фильм «Частное пионерское» - тоже про собаку, и тоже про злоключения, выпавшие на долю самоотверженного, беззаветного и безответного существа. И действие тоже происходит в советские времена. К счастью, на этих «тоже» все аналогии заканчиваются.
Зато внутри фильма «Частное пионерское» всевозможные параллели, аналогии и сопоставления напрашиваются одно за другим. И все они возникают благодаря явлению благородной Саввы, которая сначала спасает мальчишек, тонущих в реке, а потом и мальчишки спасут её от неминуемой жестокой смерти.
Собака Савва – камертон, по которому Лена, Мишка и Димка, сами ещё того не осознавая, выстраивают свои решения, поступки, а в конечном счёте и шкалу нравственных ценностей. Дружба, Преданность, Чувство Долга, Отвага, Сострадание - пример всех этих качеств поначалу подаёт никто иной как собака. И Любовь тоже. Как же без Любви – с её Самозабвенностью и Жертвенностью. Ах, с какой просветлённой грустью и без малейших обид будет вспоминать Миша - в самом конце фильма - о первой своей безответной любви.
В отличие от детей, взрослый мир не спешит распахнуть объятья собаке, оставшейся бездомной в силу неизвестных нам обстоятельств. Миролюбивая, воспитанная и деликатная Савва совершенно беззащитна перед страшной участью, уготованной ей нелюдями. Помощь ей не предложит никто из тех взрослых, кому она доверчиво и с готовностью будет протягивать лапу. Мир взрослых, предельно авторитарный, не утруждает себя и выяснением причин, по которым двое подростков нарушают и нарушают… одну за другой нарушают пионерские заповеди. Эти заповеди вновь и вновь повторяет детям строгая директор школы. Она вообще изъясняется исключительно языком тоталитарных заповедей. Как считает Мишкин папа, бывший одноклассник директрисы, она как была, так и осталась фантастической дурой. Впрочем, Мишкин папа, один из больших начальников в небольшом городе, и сам хорош. Он хоть и пальцем никогда не тронет сына, но его непререкаемая авторитарность со страшной силой давит на Мишку, зомбируя, лишая дара речи и буквально вводя малого в ступор. Наверное, не меня одну во время просмотра кольнуло давным-давно запоздалое и, увы, неисправимое. Когда-то проявляемая родительская авторитарность по отношению к собственному ребёнку, до сих пор нет-нет, да и прорвётся горькими и заслуженными упрёками в мой адрес.
А впрочем, в некоторых случаях и авторитарность тоже штука не лишняя. Элементарное уважение к старшим, например. Фильм продемонстрирует и эту сторону человеческих взаимоотношений, причём с комизмом и без малейшей назидательности. Это сейчас любому подростку ничего не стоит обхамить любого взрослого. А тогда-а-а-…
Действие фильма происходит лет 35-40 назад. В эпоху, которую сегодня любой школьник, понятия о ней не имеющий, уверенно называет эпохой «застоя».
Черты людей, населявших ту эпоху, - и хороших, и всяких – сочно воспроизводят актёры как заставшие те времена, так и не знакомые с ними.
Ярчайшие женские типажи: Юлия Рутберг – директор школы - шаржированная и, вместе с тем, поразительно точно обобщённая суть подобного рода персон. Светлана Иванова - зашуганная директрисой, молоденькая классная руководительница Светлана, Раиса Рязанова – бабушка Димки, в поисках внука вечно мечущаяся по двору в своём неизменном халате, Екатерина Дурова - почтальонша-собаконенавистница. Великолепен Роман Мадянов – сторож, не просто колоритная пьянь, но и демагог из демагогов. Владимир Зайцев – ещё не успевший окончательно забронзоветь в своём начальственном величии и вовремя очнувшийся от домостроевской непререкаемости, - отец Миши Хрусталёва; Михаил Васьков – безногий инвалид на рынке, Евгений Мундум – изверг Мухомор
Ну а дети… Они – настоящие дети, Семён Трескунов – прирождённый романтик и лирик Миша, Егор Клинаев – Димка, который поборол в себе назревавшее было нехорошее, Анфиса Вистингаузен – очаровательная и мудрая максималистка Лена Карасёва. Настоящие в том смысле, что все дети до определённого момента хотят быть такими и только такими, как эта славная троица.
Признаюсь, мне бы очень не хотелось вернуться в СССР. Ни в застой, ни в авторитарность, ни в дефицит, да мало ли ещё во что, отчего тогда хотелось выть волком. Но почему же так тепло на сердце от этих песен, этой романтики, от антуража времени, из которого, что бы там ни говорить, вынесено столько дорогих сердцу воспоминаний, столько прекрасных, незабываемых моментов? Они, ведь, сплошь и рядом рассыпаны были в нашей жизни, эти моменты. Они существуют в любой жизни, коль уж есть в ней Детство, Юность, родные и любимые люди, те, которые и сейчас рядом с нами, и которых уже нет.
Впрочем, ни о чём таком, про что я здесь рассуждаю, я не задумывалась, когда смотрела «Частное пионерское». Совершенно не до того было!
Во время просмотра я вместе с Карасёвой мчалась вслед за будкой, увозившей собаку, вместе с Мишкой и Димкой пыталась совместить долг и… долг, умоляла непросыхающего от пьянки будочника сказать, где прячется нелюдь-скорняк. Я плакала от радости, когда узнала, что Савву благополучно прооперировали; вместе с Леной я отстаивала перед школой, директором и учителями честь и правоту своих несправедливо обвинённых друзей, а вместе с милиционером возвращала им доброе имя и уважение одноклассников.
И при всём при том никак не могла выскочить из шкуры Саввы, в самый последний момент спасённой от биты скорняка-маньяка. Может быть, поэтому у меня долго не было слов, чтобы выразить своё отношение к увиденному.
Не потому ли, в знак признательности первым делом захотелось подпрыгнуть, лизнуть в щёку режиссёра Александра Карпиловского, весь авторский коллектив, всю съёмочную группу, и порвать штанину каждому, кто скажет о фильме хоть одно плохое слово.
Ставлю фильму «Частное пионерское» 10 из 10. И поражаюсь: как получилось, что его нет в прокате? Это ж каким придуркам волею судеб дана возможность решать: что показывать, а что не показывать нашим согражданам, и маленьким, и большим.
Читать полностью