Хоть и с опозданием хочу поблагодарить создателей фильма «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны». Конечно, успех любой экранизации во многом зависит от качества самого литературного первоисточника.
Хоть и с опозданием хочу поблагодарить создателей фильма «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны». Конечно, успех любой экранизации во многом зависит от качества самого литературного первоисточника. И когда он хорош, при переносе его на экран важно ничего не испортить, не исказить дух литературы и характеры героев. И в этом смысле фильм просто прекрасен! Довольно компактно в нем собраны все сюжетные линии, они хорошо сыграны, не остается никаких вопросов, недоумения и, честно говоря, повесть Улицкой даже необязательно перечитывать, так как фильм отлично показывает пересечение судеб всех персонажей в единой точке. Подбор актеров был просто идеальным: каждый персонаж узнаваем, актеры отлично соответствуют своим прототипам из повести, и тут, безусловно, в первую очередь нужно восхититься великолепной игрой Александра Абдулова. Действительно, имела место уникальная параллель между обликом и персональной судьбой актера с обликом и судьбой его героя Алика. Оглядываясь назад, поражаешься подобному совпадению.
Также в фильме прекрасно воспроизведена та особая атмосфера жилища Алика, которую он создал вокруг себя и которая как магнит притянула, объединила и сроднила такое количество непохожих друг на друга, но симпатичных людей. Эта атмосфера, даже если ускользают некоторые детали повести, остается в памяти как главная особенность истории про Алика и его «веселые похороны», сохранить которую в фильме было очень важно. И режиссер со своими коллегами сделали это прекрасно. Посмотрев фильм, окунувшись в эту атмосферу, одушевленную замечательной актерской игрой, делаешь главный вывод: людей разъединяют персональное несовершенство, отсутствие собственного достоинства, искусственные умствования, излишняя серьезность и даже иногда ненужная принципиальность. Ну а объединяют прямо противоположные качества, которые олицетворял собой главный герой. Легкость, беззлобность, веселость, дружелюбие к каждому, кто встретится на пути, беззаботность, щедрость и обаяние – вот этот набор. При всей очевидной выгоде обладания всеми этими чертами, людей, которым они присущи в комплекте, не так уж много. Алик был такой один. И поэтому даже духовные лица – священник и раввин - попали под его обаяние и вынуждены были уподобиться ему в дружелюбии и терпимости. Наверное, настоящим лидером людей становится не тот, кто учит, проповедует и направляет на путь, а тот, с кем рядом ты чувствуешь, что становишься лучше незаметно для себя самого, с кем рядом ты обнаруживаешь, что ничего плохого в тебе нет, так как вся твоя тьма поглощена светом дружелюбия другого человека. Вот таким был Алик. Для Улицкой очень важна мысль, что вера проявляется в том, как мы себя ведем, насколько мы терпимы, насколько мы легки и свободны от химер, от лжи, от вражды к себе подобным. Она проводит эту мысль и в других произведениях. Ну а вершиной веры, ее главным испытанием является то, как мы умираем. Умереть и заставить всех близких испытать светлую радость, вселить в них силы, оптимизм и ту же веру – это высший пилотаж жизни! И эта мысль отчетливо прозвучала и в фильме. Действительно, хорошо видно, что актеры, занятые в нем, испытывают настоящее удовольствие. Я думаю, обаяние главного персонажа – Алика, помноженное на обаяние Александра Абдулова, похожего на своего героя как близнец, вдохновляло весь коллектив. И каждый из актеров на себе испытал целебное воздействие тех обстоятельств, в которых оказались персонажи повести. Я имею в виду вовсе не переезд в так называемую «свободную» страну, а общение с человеком, который по-настоящему свободен в жизни и даже в смерти.
Читать полностью